Что такое Фемитеизм - не стоит долго объяснять. Само слово говорит за себя: почитание Женского Божества. Возможно, в наш просвещенный век оно воспринимается пока еще с трудом, ибо христианская традиция за последние 2000 лет сумела внушить большинству населения Земли мысль о единственности "бога-отца". Однако, два тысячелетия - это далеко не вся история человечества, и эта с виду внушительная цифра смотрится довольно убого на фоне двух - двух с половиной сотен тысячелетий, в которые Великая Богиня Мать почиталась Высшим Божеством во Вселенной. Кто-то из мыслителей сказал однажды, что, не имея корней в прошлом, ни один народ не может иметь достойного будущего. Поэтому перечеркивать и легкомысленно отметать веру наших далеких предков мы не имеем права, если хотим мира и процветания нашим далеким потомкам.
В настоящее время среди множества вероисповеданий на Земле сохранились две крупнейшие традиции, в которых первое место принадлежит преклонению перед Родительницей Мира: Восточная - Тантра и Западная - Викка.
Не стоит, однако, думать, что эти традиции идентичны. Но при этом не следует забывать, что они ни в какой мере не могут быть взаимоисключающими. Поэтому отдавать предпочтение какой-то одной из них, отвергая другую, не нужно.
Кропотливо разбираясь в вопросе сходств и различий этих двух традиций, можно отыскать великое множество и того, и другого. Но гораздо объективнее - говорить об объединяющих факторах. А из них без долгих раздумий, навскидку, можно назвать по крайней мере три самых заметных. Во-первых, Творицей Вселенной и Матерью всего сущего в обеих традициях признается Великая Богиня, хоть и называемая разными именами. Во-вторых, обе традиции являются ветвями единого дерева - Матриархальной Древней Религии, в доязыческие времена распространенной по всему лицу Земли - и сумели сохраниться, пройдя сквозь века невероятных гонений и повсеместного забвения первоначальных религиозных истоков человечества. В-третьих, в обеих традициях институт жречества/священства и обрядовый комплекс немыслимы без Женского присутствия, ибо Женщина, в соответствии с древнейшими верованиями, есть образ Самой Богини на земле, и потому наиболее достойна находиться в близком общении с Духом и силами Великой Матери.
***
По определению многих исследователей древности Викка суть мировоззрение, синтезированное на основе древнейших верований большинства европейских народов: кельтов, италийцев, бриттов, германцев, жителей Балкан и восточного Средиземноморья и т.д. Разумеется, они ни в коем случае не могли бы быть собраны воедино, если бы выглядели разноречиво и взаимоисключающе. Сам факт их объединения в Викке говорит о том, что они чрезвычайно схожи во многом, и, следовательно, имеют одни и те же общие корни (религиозные и культурно-исторические). Поэтому не будет большой ошибкой сказать, что Викка как исконно европейская традиция почитания Великой Богини Матери - это альфа и омега, начало и конец европейского язычества.
Верования древнеевропейских народов в основном исходили из главного догмата единой религии времен Палеолита (Каменного века), согласно которому первейшим Божеством в мире Была Женщина-Богиня (а не андрогин или гермафродит), Которая самостоятельно, без участия какого-либо мужского божества, оплодотворилась и, создав/породив Вселенную из Самой Себя первое время в одиночестве правила миром, первоначально не заселенным никаким другим живым существом. Впоследствии Она родила Богинь и богов, и вступила в брак со Своим старшим сыном-богом, отчего появилась на свет живая Природа: организмы - растения, животные и люди. В ведение своих Дочерей и сыновей, духов и сил Природы, Она отдала природные стихии и через них вечно правит Вселенной.
Таким образом, Женское начало издревле признавалось людьми доминирующим, творческим, владычествующим, а мужское - второстепенным, вспомогательным, служащим. Совершенно справедливо утверждалось, что Женщина и без мужского участия способна производить жизнь, а мужчина, как известно, в процессе воспроизведения жизни играет лишь вторую роль. Эти религиозные воззрения на протяжении сотен тысячелетий обеспечивали Женщине достойное, приличествующее только Ей главенствующее положение в обществе.
Насильственный переход к патриархальному общественному устройству привел к возникновению язычества, когда прежде небольшие родовые кланы Древней Европы перед лицом внезапно возникшей военной опасности принялись сливаться в крупные племенные объединения. Однако, на фоне явно видимого преимущества мужских божеств в европейских языческих верованиях Великая Богиня продолжала оставаться Творческим Началом Вселенной, Порождающим Лоном Всего Сущего, подчас таинственной и почти не упоминаемой Фигурой, в пелене полузабытья венчающей пирамиды языческих пантеонов.
Удивительным на первый взгляд сходством роднятся языческие мифы в области космогонии и теогонии в самых разных местностях Европейского континента.
Так, кельтская мифология начинается рассказом о рождении богов из лона Великой Богини Эйохи, вышедшей из морской пены в образе Белой Кобылы, чтобы дать всему сущему жизнь на Земле. Со старшим Своим сыном, Кернунносом (Рогатым), Она вступила в брак, от которого родилась Богиня Эпона и триада богов-мужчин: Мапонос (Езус), Тауранис и Теутатес. Однако, с умалением роли Женщины в фаллократизирующемся обществе Великая Богиня в конце концов становится Тетрой, загадочной, неведомой Богиней Глубин.
Сходным образом без всякого мужского участия порождает мир и самца-змея Офиона Богиня Эвринома (Эвномия) в мифологии пеласгов, живших в Греции в доэллинские времена, до вторжения туда воинственных патриархальных ахейцев. Оплодотворившись самостоятельно, Богиня в образе голубки сносит Мировое Яйцо, а Офион всего лишь высиживает его, таким образом принимая участие в создании Вселенной только косвенно.
Пеласгийское мировоззрение с приходом ахейцев сменилось на олимпийское, в котором главенствовали уже боги-мужчины. Однако, даже сам Зевс-вседержитель со страхом взирает на таинственную Богиню Никту (Ночь), чрезвычайно редко упоминающуюся в олимпийских легендах, но символизирующую темное Материнское Чрево, в Хаосе которого зародилось вселенское бытие. А в имени "отца-неба" Урана при внимательном рассмотрении отчетливо просматривается имя Великой Богини Ур-Аны (Небесной Матери), Которая породила жизнь, самостоятельно оплодотворив Свою земную ипостась - Гею (Землю).
Не менее красноречиво звучит легенда о Сотворении в карело-финской "Калевале": Небесная Дева Илматар в одиночестве творит жизнь на Земле, спустившись на поверхность моря, а затем, оплодотворившись без мужского участия, рождает первого мужчину - сына Вяйнемейнена, в тексте "Калевалы" прямо названного "незачатым". В сравнении с Великой Богиней он слаб и несовершенен, и обращается к Ней за помощью, взывая: "Владычица рек и морей! Ты, подарившая мне жизнь..."
Славянское язычество, хотя и не имеющее прямого отношения к викканской традиции, все же имеет подобную параллель. Силу Рода-вседержителя, до времени сокрытую в Золотом Яйце, лелеет в Своем Чреве непостижимая Матерь Тьма, упоминающаяся в русских мифах, пожалуй, еще реже, чем Богиня Ночь - в греческих.
К сожалению, сведения о допатриархальных верованиях народов Европы чрезвычайно скудны, и на сегодняшний день мы в основном имеем дело с мифологиями языческими, в которых роль Женского Божества сильно умалена. Это объясняется тем, что Матриархальная Европа приблизительно с V по III тысячелетие до н.э. неоднократно подвергалась сокрушительным военным вторжениям патриархальных соседей с востока и севера, в результате чего памятники культуры древнеевропейских народов в значительной степени были уничтожены. С установлением фаллократического господства мифы были перекроены порой до неузнаваемости.
Тем не менее, перечисленные выше мифы о начале мира позволяют нам проследить географию распространения чисто Матриархальной мировоззренческой системы в доисторические времена: это западная, южная, северная и восточная Европа, то есть весь Европейский континент. Принимая во внимание сей факт, мы можем с уверенностью утверждать, что культ Женщины-Богини как Высшего Божества во Вселенной был присущ всем без исключения европейским народам.
Само название "Wicca" означает буквально "Ведовство" (ср. напр. англ. "Witch" - "Ведьма"). Ведовство, в свою очередь, означает Древний Гнозис (знания), который в Древней Матриархальной Европе принадлежал исключительно Женщинам. Если сравнить это слово с индусским словом "Веда", обозначающим также "знание", то становится понятным, что связь между западной и восточной формами Фемитеизма (Белой Богиней Европы и Черной Богиней индуизма - Кали) гораздо теснее, чем может казаться.
В викканской традиции Женское Начало сознательно ставится в доминирующее положение, но вторым после Великой Богини почитается Ее сын, Рогатый бог, в древности символизировавший Плодородие в земледельческих кланах, а еще ранее считавшийся богом дикой Природы и охоты. Некоторое внешнее сходство Рогатого бога с библейским Сатаной, каким его стали изображать на средневековых картинах и иконах, подвигнуло католическую церковь в Европе развернуть широкие гонения против Ведьм и тех Женщин, которые за Ведьм признавались. Христианские писатели Средних веков довольно живо описывали в своих трактатах фантастические сюжеты шабашей, на которых Ведьмы совокупляются с Сатаной, убивают крещеных младенцев и насылают порчу на мирно спящих добрых католиков. Охота на Ведьм "святейшей инквизиции" дала потрясающие результаты: под изощренными, нестерпимыми пытками Женщины признавались во всех пунктах обвинения, которые им предъявлялись. Они признавались в самых немыслимых вещах, чтобы только прекратились пытки и поскорее настала казнь, несущая разрешение от земных страданий.
По упразднении деятельности "святейшей инквизиции" Ведьм перестали истреблять, но отношение к Ним со стороны христиан продолжает оставаться настороженным и порой злобным. Большинством последователей христианства ведьмовство по-прежнему продолжает означать "дьяволопоклонство".
В действительности же, Викка по сути является экофеминистической философией, в которой верующие соединяются с Великой Богиней путем духовного единения с Природой, окружающей средой. Например, одно из викканских приветствий, обращенных к Великой Матери, в переводе с английского звучит приблизительно так:
Я знаю, что Законы Природы - от Тебя, Госпожа.
Сделай меня внимательным, когда я погружаюсь в Твое Тело
И следую по Твоим стопам.
Мои печали - это Твои печали,
И Твое истинное священство оживляет звук всего сущего.
Я ощущаю Твое дыхание в ветре,
И Твою руку - в моей.
Да буду я искренним.
Доверь мне труд во имя Твое,
И пусть будет он в радость,
И распространится на все сущее,
Ибо все живущее во Вселенной
Проникнуто Твоим Духом.
(Пер. с англ. авт.)
В наши дни Ведьмы уже не делают особых секретов из Своих шабашей, являющихся праздниками весны, солнцестояний, полнолуний, и охотно описывают ход их проведения. В этих описаниях нет почти ничего из тех домыслов, которыми средневековые "исследователи" украшали свои живописные сочинения, полные ужасов и крови.
В викканских преданиях Рогатый бог является также богом годового круга, умирающим зимой и весной возрождающимся для блага всех живущих на лице Земли. Это древнее поверье, основанное на наблюдениях годовой цикличности, позволяет викканам утверждать: все умирающее, вернувшееся в Лоно Великой Матери, вновь возродится к новой жизни. Аналогичный взгляд на смерть издревле существует как в Тантре, так и в славянском язычестве, где Богиня зимы Морена временно принимает в Свои владения души умерших, после чего Богиня весны Жива возрождает их.
Один из авторитетнейших исследователей Викки, Рэйвен Гримасси, называет викканскую Богиню "Великой Богиней жизни, смерти и возрождения", подчеркивая, что "в древнейшие времена Она была известна и как наводящая страх Мать ужаса, потому что Она не только давала жизнь, но и отбирала ее назад. Если Великая Мать властвовала над рождением и всей последующей жизнью, то Матери ужаса были подвластны смерть и разрушение. Конечно, рождение и жизнь многими нитями связаны со смертью и разрушением; образ дающего жизнь Женского чрева в конце концов трансформировался в образ всепожирающей пасти иного мира. Именно в связи с этой постепенной трансформацией образов считалось, что Богиня-Мать обладает властью над светом и тьмой". В дальнейшем мы увидим, что практически те же самые качества присущи Великой Богине Матери и в тантрической традиции.
***
Слово "Тантра" - сложносоставное. Первый его слог - "Тан" - означает распространение; второй - "Тра" - спасение. Исследователи Тантры единодушно отмечают, что эта традиция - явно не арийского происхождения, и восходит к архаическому почитанию Великой Богини Матери. Это древнейшее на Земле мировоззрение, которое викканские Ведьмы называют "Древней Религией", тантристы именуют "Санатана Дхарма" ("Вечный Закон"). Как и западные почитатели Богини, тантристы из самых ранних легенд прекрасно осведомлены о "Золотом Веке" человечества, когда Женское Начало доминировало в религии и социальной жизни.
Однако, приходится заметить, что на Востоке, как и на Западе, мифология претерпела значительные метаморфозы в связи с повсеместной фаллократизацией общества в конце Неолита. Верования народов Индии резко отличаются, скажем, от последователей авраамического монотеизма, в котором непоколебимый догмат веры составляет священная книга (Библия, Коран); индуизм - преимущественно мифологическая философия и, по наблюдениям историков-религиоведов, представляет из себя сложное, многослойное напластовывание новых и новых легенд. Неудивительно поэтому, что картина индуистских верований в контексте временного развития напоминает пестрый калейдоскоп образов, непрерывно сменяющих друг друга и фантастически трансформирующихся друг в друга.
Арийский ведизм, в глубокой древности сильно потеснивший на Востоке Фемитеистическое мировоззрение, в дальнейшем претерпел значительные метаморфозы. В поздневедийский период и в начале периода, называемого эпическим, арийский творец-мужчина Праджапати постепенно сменяется образом Абсолюта Брахмы, родившегося из яйца, которое зародилось в теплых, несомненно, Материнских первозданных водах. Из осколков Мирового яйца возникает материальная Вселенная.
Русский исследователь древнейших верований, Г. Якутовский, в своем труде "Русский Мир и Рай Земной", как бы подводя итог вышесказанному, делает определенный вывод, что бог-творец, во многих языческих религиях (в том числе и в авраамической традиции) называемый "отцом" ("небесным отцом"), вовсе не является Первопричиной всего сущего, ибо сам он - порождение Силы куда более могучей. Эту силу Якутовский именует общим определением Мировой Дух (это "Плерома гностиков, Дхарма в индуизме, Дао в даосизме, Логос - в целом ряде христианских учений"). И повсюду, к какой философии древности мы ни обратили бы свой взгляд, видим, что Мировому Духу (Душе Мира по Соловьеву) присущи истинно Женские качества.
Несомненно, это понимание в конце концов привело к необходимости признать силу и могущество Великой Матери, когда-то несправедливо забытой в круговерти нарождающихся патриархальных верований. В пантеоне индуистских божеств продолжал сохранять свое обособленное положение бог Шива (часто отождествляемый со столь же древним Куберой). А почитание Шивы просто немыслимо без его Супруги, Великой Богини Дэви. Ибо Шива в тантрической традиции - божество статичное, неподвижное, а Богиня - Само движение, порождение, созидание. Именно поэтому Ей присвоен титул Шакти, означающий Творческое Начало. Подобно тому, как библейский демиург ничего не представляет из себя без Творицы-Премудрости, в тантризме признается следующее положение: Шива без Шакти - труп. Вот почему тантрическая иконография изображает бога-мужчину под ногами Кали, одной из самой почитаемых ипостасей Богини-Женщины на Востоке.
Именно Шакти, а не Шива, изображается тантристами с высунутым языком, что символизирует Ее способность давать дыхание всему живущему во Вселенной.
Как и викканский Рогатый бог, Шива на древнейших изображениях также увенчан рогами. Налицо общий корень происхождения обеих традиций.
"Тантризм - это, прежде всего, Шактизм. А Шактизм немыслим без почитания Шакти Дэви, Великой Божественной Матери. Среди бесчисленных почитаемых форм и образов Богини особое место принадлежит загадочной, одновременно манящей и пугающей, всегда будоражащей душу и никого не оставляющей равнодушным к Себе грозной Богине Кали. Писания индуизма и Тантры полны восхвалений в адрес Кали, а в традиции "Тантры левой руки" Кали - основной и центральный объект поклонения", - отмечал Шрипада Садашивачарья.
Одна из ипостасей Великой Матери, тантрическая Богиня Лакшми, в Гимне-Восьмистишии названа "самим образом Великого Брахмана, Высшей Владычицей, Матерью мира".
Как Ведьмы на Западе, так и Женщины на Востоке окружены глубочайшим почитанием и преклонением. Тантрические мистерии только тогда имеют подлинный смысл, когда в них принимают участие Женщины, истинные воплощения Высшего Божества. "Женщины - Богини, Женщины - дыхание Жизни, Женщины - сокровище"; "Женщины - божественны"; "О Богиня, всё что есть в этом мире, пребывает в форме Женщины"; "Женщин следует почитать; Женщины - это Небеса, Женщины - Дхарма, Женщины - пламя преображающее. Женщины - Будда, Женщины - Сангха, Женщины - уводящая за пределы Мудрость"; "О Богиня, все Видьи - Твои части, а в мире Ты явлена в Женщинах"; "Каждая Женщина должна быть почитаема и созерцаема. Все они - Высшие Богини, достойные поклонения"; "В форме Женщины Богиня пребывает посереди Творения. Из Женщины возникает Творение, в Ней же вновь растворяется. Поэтому Женщина - Высшая Основа, Её следует истово почитать"; "Без Женщины нет Достижения, поэтому предайся Женщине"; "Женщина - основа всего мира, Женщина - основа высшего тапаса. Обрети прибежище в Женщине..."; "Пусть мудрый всегда чувствует Женщину как форму Всего". Такими истинно Фемитеистическими агамами испещрены священные тантрические тексты.
Тантрическая Дурга ("Труднопостижимая") - столь же могущественная Властительница жизни и смерти, как и Белая Богиня Викки. Ее шею украшает ожерелье из черепов, а в руках Она держит оружие.
С одной стороны Она - "Спутанноволосая и Ужасноликая"; "Ночь вечности, Ночь уничтожения, Ужасная Ночь смятения", - и "кто может жить, увидев разгневанную Разрушительницу?" Но с другой стороны Она - "Полная милосердия, Сосуд милости, Милосердие безграничное"; "Нежноголосая"; "Обожаемая и Радующая"; "Спасительница, преисполненная нежности". Она - "Самая Нежная и Самая Ужасная" одновременно. Поэтому Великая Мать на Востоке открывает Себя в огромном количестве Женских ипостасей, из которых самые известные и почитаемые - милостивая Парвати и гневная Кали. Она - "Великая Богиня и Великая Демоница".
Вера в послесмертное возрождение в Тантре присутствует так же, как и в Викке. Ничто в Природе не вечно, но ничто и не исчезает безследно - это замечено и осмыслено еще в самой глубокой древности. Поэтому смерть - это еще не конец, но начало новой жизни.
Заканчивая краткое описание тантрической традиции, стоит прибавить кое что и о сегодняшних тенденциях ее развития на Востоке. В настоящее время в Индии почти не осталось храмов, посвященных ведическим божествам, таким как Праджапати, Варуна, Индра или Агни. Эти культы повсеместно вытесняются тантрическими: Богинь Кали, Сарасвати, бога Шивы. Все возвращается на круги своя...
***
Две традиции - каждая по-своему глубока и возвышенна. Но главное, что объединяет их - это возвращение к нашим общим корням, к поклонению Великой Матери Вселенной, Первопричине бытия, Даятельнице жизни и Приятельнице в смерти, каким бы именем ни звали Богиню Ее земные дети, Дочери и сыновья.