Многие помнят крылатую фразу, произнесенную в эпоху перестройки тетечкой коммунистической закалки: "Секса у нас нет!" У нас - это в Стране Советов, которая ушла в историю вместе с этой тетечкой. Социалистическая родина, как это обычно бывало, отстала в развитии от цивилизованного мира лет на сто: в Англии когда-то тоже наблюдалось тотальное "отсутствие секса", особенно однополого. Было это в период правления королевы Виктории, который ассоциировался с сексуальными репрессиями против геев, уголовным преследованием проституции и двумя годами каторги Оскара Уайльда - "за содомию". Однако, как утверждают историки, движение сопротивления зрело в массах уже тогда.
На самом деле, далеко не все викторианцы являли собой воплощение образа чопорного англичанина, способного говорить разве что о погоде и биржевых сводках. Мало кто из них оставался вне сферы развлечений, в том числе и сексуальных: в конце XIХ века Британия могла похвастаться изрядным количеством подпольных публичных домов, в том числе и для мужчин, равнодушных к женским прелестям, которые предпочитали проводить досуг в компании представителей своего пола.
Что же касается женщин, то их эмансипацию именно в этот период обусловили многие факторы, и в первую очередь - экономический подъем в стране. Уже тогда Англия была одним из богатейших государств мира с развитой промышленностью, что давало женщинам возможность работать, менять традиционный семейный уклад, отказываясь от роли "хранительницы очага", а впоследствии заниматься типично "мужскими" делами, такими как бизнес и даже политика.
В 1999 году английская писательница Сара Уотерс выпустила "викторианскую" книгу под названием "Tipping the Velvet", которая произвела фурор, и в первую очередь в гей-сообществе. Впрочем, читатель, далекий от "темы", тоже воспринял ее на-ура. Книга стала бестселлером и разошлась по миру миллионными тиражами, а ее автор стала номинантом престижной Букеровской премии.
А ВЕДЬ КОГДА УОТЕРС НАЧИНАЛА СВОЙ РОМАН, У НЕЕ НЕ БЫЛО ДАЖЕ ЛИТЕРАТУРНОГО АГЕНТА - ПО СЛОВАМ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ, РАБОТАТЬ НАД КНИГОЙ ОНА СТАЛА РАДИ СОБСТВЕННОГО УДОВОЛЬСТВИЯ...
Зачем Сара решила написать роман о лесбиянках, да еще и викторианской эпохи, доподлинно не известно. Название книги переводится так: "Касаясь бархата кончиком языка". За красивой метафорой скрывается совершенно конкретный смысл: этими словами лесбиянки называли оральный секс между женщинами. С тех пор за Сарой Уотерс закрепилось почетное звание "народной лесбийской писательницы", от которого она упорно открещивается: "С легкостью написав лесбийскую книгу, я решила отойти от этой темы и сочинила совершенно иной роман", - рассказывала она, отвечая на вопросы благодарных читателей. Что ж, можно понять автора, который не хочет втискиваться в узкие тематические рамки, но факт остается фактом: "Tipping the Velvet" обрела такую популярность, что по этой книге решили снять фильм. Трехсерийный.
Экранной адаптацией текста занялся известный в Англии человек - Эндрю Дэвис, который на сочинении киносценариев, как говорится, собаку съел. Сара сценарий одобрила, заметив при этом, что главную героиню книги Эндрю сделал более энергичной, и что если бы она взялась переписывать свой роман заново, то обязательно учла бы его взгляды.
Телевизионная версия литературного опуса - вещь непростая, однако Дэвис отлично справился с работой, и в 2003 году компания "BBC Film" выпустила ленту на телеэкраны. Картина имела огромный успех, многие восприняли ее как своеобразный ответ на гей-сериал "Queer As Folk", снятый под эгидой конкурента Би-Би-Си, канала "Chanal Four". Фильмом заинтересовались и отечественные видео-компании - его можно купить в довольно приличном русском переводе на кассете или DVD под пошловатым названием "Бархатные ножки" (видимо, местные прокатчики постеснялись вложить в переводной вариант титула его изначальный смысл).
Итак, 1890 год. В графстве Кент на берегу моря живет невинная девица по имени Нэнси, которая работает в устричном ресторанчике своего отца и строит планы на будущее, подумывая о свадьбе с рыбаком Фрэдди. Однажды Нэнси попадает в театр, где видит необычный номер: на сцене выступает мюзик-холльная артистка Китти Батлер, переодетая мужчиной. Это ее фишка: людям интересно смотреть, как хорошенькая девчонка перевоплощается в сорванца, поющего о том, какую подружку он мечтает себе отхватить. Нэнси начинает ходить в театр каждый день, постепенно понимая, что по уши влюбилась в Китти, а мужчины ее совершенно не интересуют. Со временем Нэнси становится костюмершей Китти и ее близкой подругой. Девушки уезжают в Лондон, где происходит следующее: пылкий роман, ревность, разрыв и душевные метания. Нэнси открывает для себя новый мир. Чтобы заработать на жизнь, она становится проституткой, продающей себя на улице в мужском обличье, затем - содержанкой богатой и порочной дамы, лесбийской куртизанкой и, в конечном итоге, находит ту единственную, которая готова остаться с ней на всю жизнь. Хэппи энд.
"КРАСИВО СНЯТАЯ И КРАСИВО СЫГРАННАЯ ИСТОРИЯ, ВО ВСЕХ ПОДРОБНОСТЯХ ПОВЕСТВУЮЩАЯ О ПЕСТРОМ, ПОРОЮ ПРЕСТУПНОМ СЕКСУАЛЬНОМ МИРЕ ВИКТОРИАНЦЕВ, - ПИСАЛА ПРЕССА В РЕЦЕНЗИЯХ НА ФИЛЬМ. - А ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦЫ ГЛАВНЫХ РОЛЕЙ СТОЛЬ ЖЕ ПРЕКРАСНЫ, СКОЛЬ И ЭЛЕГАНТНЫ".
Актриса Рэйчел Стерлинг, исполнившая роль Нэнси, была в восторге от книги-оригинала. "Я прочла ее за год до того, как начались съемки, и увлеклась не на шутку. Единственное, о чем я подумала: в фильме должно быть немного больше театрализованных моментов, чтобы его было интереснее смотреть. Я не хотела, чтобы лента превращалась в надрывную лесбийскую драму - это ведь просто рассказ о девушке, которая открывает себя. Ее вибрация и энергетика захватывает зрителя, героиня сильна и смела, но в то же время скромна и очаровательна. Больше всего на свете она хочет найти женщину, которой будет принадлежать ее сердце до конца дней".
РЭЙЧЕЛ ГОВОРИТ, ЧТО В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К СЪЕМКАМ ОНА ПЕРЕЛОПАТИЛА ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ИССЛЕДОВАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ВИКТОРИАНСКОЙ ЭПОХЕ, И ВЫЯСНИЛА, ЧТО, НЕСМОТРЯ НА ПОКАЗНУЮ ЧОПОРНОСТЬ И СТРОГУЮ МОРАЛЬ, ПОРНОГРАФИЯ В ТЕ ДНИ ЦВЕЛА БУЙНЫМ ЦВЕТОМ, А ГЕИ И ЛЕСБИЯНКИ УСТРАИВАЛИ "ПОДПОЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА" И ВЕЛИ ОТНЮДЬ НЕ СКУЧНУЮ ЖИЗНЬ.
Один из таких закрытых клубов "только для женщин" показан в фильме во всей своей отталкивающей красоте: его содержит распущенная богачка Дайана Летаби, обожающая молоденьких девушек и садо-мазохистские утехи. Ее кровать покрыта пологом мрачных расцветок, а в заветном сундуке в спальне хранится невообразимых размеров дилдо, которому позавидовали бы современные секс-шопы: оказывается, культ подобных "игрушек" существовал в Англии давно. Нэнси становится сексуальной рабыней Дайаны, и та постоянно хвастается своим "приобретением" перед бездельницами-подругами, прожигающими жизнь на лесбийских вечеринках в костюмах купидонов и Дорианов Греев. "В кино я нередко играю редких сук, - смеется актриса Анна Чанселлор, исполняющая роль Дайаны. - В их характерах меня больше интересует обратная сторона, потому что в глубине души любая сука может оказаться весьма ранимой и нежной особой. Дайана - сволочь, но причина в том, что ее внутренний мир разрушен, и таким образом она пытается самоутвердиться".
Актрисе и раньше приходилось играть лесбиянок, однако роль в "Tipping the Velvet", по ее словам, является самой яркой в этом отношении. "Дайана наделена огромной внутренней силой и сумасшедшей властью. Она представляет собой ту редкую породу женщин викторианской эпохи, которые плевать хотели на условности и жили так, как им хотелось, не жалея для этого сил и средств и не задумываясь о репутации".
Кили Хоуз, сыгравшая роль переодетой в мужской костюм мисс Батлер, разбившей сердце рыбачки Нэнси, в ответ на все вопросы отвечает: "Это была самая ужасная и одновременно самая прекрасная вещь в моей жизни. Сперва я была просто в шоке: мне пришлось многое узнать об актрисах, которые выступали в мужской одежде, - а таких было немало, - и научиться петь их специфические песни, чтобы горланить потом со сцены эту любовную похабщину. Когда я читала сценарий, он полностью захватил меня. А еще больше мне захотелось сыграть эту роль после того, как я узнала, что моей партнершей по фильму будет Рэйчел Стерлинг. Я понимала, что многих людей этот фильм заинтересует лишь из-за ярко выраженного лесбийского сюжета. Но, в сущности, это ведь обыкновенная история любви!
Каково было сниматься в интимных сценах? Я знала, что меня об этом обязательно спросят. Скажу честно: мы были как пьяные, и это было для нас своего рода развлечением. Кроме того, я и раньше снималась с Рэйчел, поэтому мне было легко с ней. В конечном итоге, целовать женщину - это почти то же самое, что целовать мужчину. С той лишь разницей, что ты не рискуешь уколоться щетиной".
Что ж, рассказы "натуральных" актеров, задействованных в откровенных гей-сценах, всегда любопытны с познавательной точки зрения. Однако речь не об этом. "Tipping the Velvet" - отличная лесбийская мелодрама, интересная, впрочем, не только геям и лесбиянкам. Об англичанах говорить не берусь, а вот отечественный зритель, если судить по данным интернет-магазинов, вместе с этой кассетой часто покупает следующие товары: фильм "Кейт и Лео" (фантастическая мелодрама о том, как благородный лорд викторианской эпохи перенесся в современную Америку и встретил там свою любовь); музыку Рихарда Вагнера; мюзикл "Чикаго"; фильм по пьесе Оскара Уайльда "Идеальный муж", а также диски Владимира Высоцкого и книгу "Мудрость", которая, судя по анонсу, учит "созидать эмоциональной волей". Боевиков с участием Сильвестра Сталлоне в этом списке не значится...