На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Очень жесткое занятие музыкой Дианы Арбениной
Диана Арбенина - лидер группы "Ночные снайперы" в первое десятилетие ХХI века воспринимается как наиболее яркий представитель лесбийской субкультуры сразу по итогам нескольких опросов "тематической" аудитории.
Этот результат поражает, потому что Диана Арбенина - поэт, музыкант и художник - до сих пор не сказала ничего определенного по поводу своей сексуальности. Не допускаются подобные рассуждения и о лирическом герое ее поэзии или образе, который складывается на сцене и в песнях. "Без комментариев...", - таким был ответ на размышления писательницы Татьяны Толстой в одном из самых жестких из телевизионных шоу "Школа злословия" в 2003 году. "Мне нравится ваш образ брошенной лесбиянки. Раненной, потерянной...", - провоцировала Арбенину Толстая, пародируя ее певческие носовые интонации. "...Но этот крик гордого отчаяния все потерявшей лесбиянки становится криком души". С тех пор после любого вопроса со словом лесбиянка из уст Арбениной звучит ответ о чем-нибудь другом...
Путь группы "Ночные снайперы" тщательно описан поклонниками-историографами в сетевых энциклопедиях и журналах. Отсчет снайперских часов начался 19 августа 1993 года, когда впервые встретились Арбенина и Светлана Сурганова. Эпоха без Сургановой началась в конце декабря 2002 года - девушки "разбежались". Творческому разводу предшествовал бытовой и товарищеский. Солистки не здоровались перед концертами, отношения превратились в "кошмар, ужас, паранойю" . Разрыв стремительным и неожиданным для публики. Ведь еще полтора года назад они жили в одной квартире, были "друг другом просто пропитаны".
Причиной встречи Арбениной и Сургановой тоже был разрыв. Толчком к бегству из Магадана была безответная влюбленность в некого "человека". "Чтобы с ним не встречаться" Диана уехала в Питер, бросив институт (факультет русского языка как иностранного) на третьем курсе. В итоге родилась песня (одна из первых) "Рубеж" - "...Я прикажу себе молчать и не ходить в тот дом". А университет будет окончен только в 1998 году, уже в Санкт-Петербурге. В это время Арбенина будет записывать свой первый официальный альбом "Капля дегтя/В бочке меда" и сочинять хиты, вроде "Кошка хочет курить, у кошки намокли уши...", думая о девушках, которые "хорошеют с годами" (финальная фраза песни).
Безликое и великое "человек" встречается едва ли не во всех размышлениях Арбениной о любви. Единственном чувстве, которое рождало искренние хиты Арбениной - из тех, что заставляли восхищаться ее фанаток-лесбиянок. Так было и перед распадом дуэта, который казался розовым поклонниками катастрофой. Когда родился одноименный хит "Катастрофически тебя не хватает..." с альбома "Цунами" (2002) снова из "искренней любви" к безымянному и бесполому "человеку очень хорошему".
Вообще, трудно вспомнить, чтобы Арбенина хотя бы в одном интервью с 2004 года призналась, что она одинока. Однажды она даже забудет о первой нереализованной магаданской привязанности - "у меня никогда не было безответного чувства" . После творческого "развода" со Светланой Сургановой у Дианы Арбениной как будто всегда был "возлюбленный". Правда, она ни разу не назвала его имени, а в ответ на подобные просьбы смущалась и краснела, как подросток.
Как подросток - это еще одно уже исключительно внешнее впечатление от образа Дианы Арбениной, ее стиля. Она запросто может выпросить у брата дешевые брюки с провинциального рынка и выйти так на сцену.
Другой аспект творческого поведения Арбениной - элементы кокетства в отношениях с розовыми поклонницами. Они присутствовали в основном на первом этапе ее карьеры до 2003 года. То фильм Дэвида Линча "Малхоланд Драйв" назовет своей любимой картиной (2002), то похвалит Фаину Раневскую за "вкусное" употребление мата (2005). Но главное, что сближает Диауну Арлбенину с лесбийской субкультурой - ее творчество. Для поэзии Арбениной, в том числе певческой, главным оказывается оппозиция мужского и женского. Не говоря о том, что лучшие ее стихотворения (хотя и не многие), в том числе "Рубеж" ("Но это просто рубеж, и я к нему готов...") написаны от мужского лица. Арбенина сколько угодно может ссылаться на ее художественные установки и рассуждать о том, что поэтическая речь, как ей кажется, от женского лица звучит "искусственно". Но эта позиция непременно ставит ее в определенный поэтический ряд - от Сапфо до Зинаиды Гиппиус. А он предусматривает однополый или неопределенный сексуальный контекст.
С 2003 года, после "увольнения" Сургановой из группы коллектив изредка продолжал использовать однополую образность. Самым ярким ее воплощением стал клип на хит "Юго 2" - "...не про мужчину и не про женщину", выпущенный в сентябре 2004 года. В нем недвусмысленно поблескивает радуга. Действие происходит в подземном переходе . А певица пылко обнимает девушку, изучая ее лицо губами. Государственные телеканалы отказались его ротировать на волне борьбы с "пропагандой гомосексуализма". Арбенина отреагировала сдержанно и предприняла попытки распространения видео через Интернет. Спустя несколько лет она предпочтет не вспоминать о причинах запрета клипа, высказывая лишь недоумение по этому поводу.
Имидж "лесбиянки-брошенки" (Татьяна Толстая) накатывал за Арбениной прибоем платья невесты. Кажется, если бы не альбом бывшей партнерши "Возлюбленная Шопена" (2005) с фатой над Светланой Сургановой, Диана обязательно использовала бы эту свадебную стилистику. Так часто она стала говорить о браке и рассуждать о своей женственности. Невозможно назвать ни одну рок-певицу, вообще певицу в России, которая столько внушает журналистам о том, что она - женщина. С заявлений о том, что она никогда "...не пошла в армию. Это приводит к потере женственности и сексуальным извращениям" .
С ростом популярности "Ночным снайперам" пришлось испытать все нарастающий гомофобный прессинг. Его пик пришелся на октябрь 2005 года. Мелкий региональный чиновник-гомофоб, вице-мэр Перми Стариков, сделал громкое заявление, попавшее на первые полосы газет и в эфиры рейтинговых телепрограмм. Он объявил о повышении стоимости аренды концертных площадок для музыкантов, "пропагандирующих однополую любовь". Заявление было сделано за несколько дней до намечавшегося концерта "...Снайперов" в городе.
Диана Арбенина, единственная из "списка Старикова", помимо возмущения и угроз подать в суд, попыталась оправдаться, заявив, что ее "туда (в список - В.К.) внесли по ошибке...". Эти слова вызвали негодование лесбиянок, которые кажется не услышали последовавших далее рассуждений о гомофобии. С тех пор непонимание между лесби-аудиторией и Арбениной только усиливалось. Поклонниц-лесбиянок не стало меньше. Но группа к выходу альбома 2007 года "Бонни & Клайд" набирала популярность и "тематический" зритель уже вряд ли составлял основу аудитории "Бонни & Клайд". Альбом, к тому же, получил весомою поддержку на государственном телевидении. Диана Арбенина, которая в 2005 году подчеркивала , что ее "не любит Сурков ", попала в число кремлевских фавориток. Весной 2007 года она спела на Красной площади в "парадном" концерте на День Победы. Призналась, что очарована президентом Владимиром Путиным и стала рассуждать о патриотизме, тогда как раньше сторонилась политики и поддерживала белорусскую оппозицию.
Обложка сборника "Аутодафе" (АСТ, 2012)
Разговоры о "любимом человеке" сменили признания о "купании в любви парней" и рассказы о намерении выйти замуж.
"Ночные снайперы" из тех рок-коллективов, которые не только поют, они преподносят особую философию жизни, задают ее основной тон своим поклонникам. Задатки лидера в Арбениной (ее школьное прозвище "военизированный элемент") привели не только к распаду группы. Снайпер всегда эгоист-одиночка, затаившийся, чтобы выполнить свою работу. Арбенина, к тому же, еще и ночной снайпер. Может быть, только под покровом ночи снайперы расслабляются. Есть время подумать о душе. В интервью Арбениной с начала 2000-х годов присутствуют размышления о "новой душевности" в противовес "циничном, жесткому" миру. Именно так у ночных снайперов - вот тьме они позволяют себе немного нежности... к ночи. На этой простой и вечной антитезе войны и мира, ненависти и любви, грубости и нежности замешана индивидуальность Дианы Арбениной. Отсюда надрыв, крик, переходящий в ласковый шепот... На этом зиждется и ее творческая жизнь. Мысль о том, что "музыка (не только как шоу-бизнес, но, прежде всего, творчество - В.К.) - это очень жесткое занятие" на первом этапе творчества повторяется Арбениной с достойным упорством.
За более чем 20 лет музыкальной карьеры Диана Арбенина стала кумиром российских лесбиянок. При этом, как и в 2002 году, она может с чистой совестью торопливо заявить в интервью на вопрос о ее отношениях с Сургановой: "...Я никогда вообще этого не говорила. Я, Диана Арбенина, никогда такого не говорила...". Как и прежде "...никто не может показать ни одного интервью, ни одного высказывания <...> ни в каких средствах массовой информации, где бы я рассказывала о том, как я, скажем, нетривиально отношусь к Светке" .
Что бы не говорила Диана Арбенина о планах выйти замуж, родить внуков для мамы, что она уже сделала, пойти на свидание на шпильках в вечернем платье, "Ночные снайперы" начала XXI века навсегда останутся объектом фанатичного культа короткостриженных девушек в кожаных куртках.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".