Легендарная Ольга Краузе, автор книги "Ё-моё" (М., 2007) и четерых пластинок - поэт, настоящий культурный герой, чье творчество давно вышло за рамки ЛГБТ-сообщества, одна из первых лесби-активисток России, начинавшая свою общественную работу еще во времена "профсоюза" начала 1980-х годов. На этой неделе есть повод ее поздравить!
...И прийти на ее концерты. В Санкт-Петербурге 15 марта, в субботу, в арт-кафе "Песня" на ул. Воскова д.18/10 (угол с ул.Саблинской). Или в Москве - 19 марта в клубе "Экшн" (бывшее "Колесо"). Юбилейные концерты! Шоу со смыслом, которое запомнится на всю жизнь...
Ольга Краузе родилась в Ленинграде и воспитывалась в семье советских инженеров. В самом начале 1960-х окончила национальную украинскую школу в Днепропетровске. Школа, а еще "улица и коридор", признается Краузе, стали ее первыми и главными университетами. Там она впервые поняла, что выделяется среди подружек чем-то особенным.
"Я все время прикидывалась мальчиком, я скорее даже была "трансвеститом". Например, приходила в школу в брюках, быстренько забегала в гардероб или спортивный зал и переодевалась в форменное платье. Так и ходила по школе. Тогда же с этим строго было. Потом переодевалась и на улицу выходила в брюках".
...И все время влюблялась: в детском саду - в воспитательниц, в учительниц - в школе. Сознательное понимание своей сексуальной "странности" пришло гораздо позже - в 25 лет. До того времени - полное неведение и одиночество. Разве только какие-то отвлеченные представления о Древней Греции.
Ольга Краузе. Концерт в арт-кафе "Сафо" (Санкт-Петербург) Фото Оlgakrauze.Ru
В конце 1970-х Краузе познакомилась со скрытой от глаз "советских людей нового типа" субкультурой геев и лесбиянок. К этому времени Ольга вернулась в родной Ленинград, где работала по специальности - художником-оформителем. "В 1978 году я попала во все эти компании. Между Москвой и Питером мы крутились. Дальше уже пошла активная жизнь, участие в подполье, во взаимопомощи. Очень хорошо помню, как мы устраивали фиктивные браки с геями, когда их было нужно спасать от статьи".
Дыхание горбачевской перестройки и падение СССР вывели гей-лесби-движение на поверхность. С начала 1990-х Ольга Краузе начинает работу в общественных организациях. У нее был второй членский билет "Крыльев", ассоциации защиты прав геев и лесбиянок в Петербурге. Первый - у бессменного лидера ассоциации профессора Кухарского.
Появлявшиеся в России гей-лесби-группы концентрировались в основном на проблемах геев - советские законы карали только за анальный секс между мужчинами. Но со временем лесбиянки стали создавать параллельные союзы.
В начале 1990-х Ольга Краузе стала президентом "Клуба независимых женщин" Санкт-Петербурга. Совместно с "Крыльями" она создала одну из первых служб знакомств для геев и лесбиянок. В итоге появилась большая адресная база по всему бывшему Советскому Союзу, которую, к сожалению, пришлось уничтожить - "были набеги на мою хату".
В 1990-е начинается финансирование российского гей-движения из-за рубежа. Но гранты, вспоминает Краузе, частенько уходили на "выпивание водочки в парадниках". "Когда я понимала, что начинается очередная пьянка, то разворачивалась и уходила..." И наконец ушла с мыслью создать союз, в основе которого мог быть интерес к творчеству, например, слову или авторской песне.
Стихи Ольги Краузе появились в одном из альманахов писателей-маринистов в середине 1980-х годов. Все это время она активно общалась с неформальной литературной средой Питера и Москвы.
А первые литературные опыты были еще в юности. Друг отца, композитор и инженер Борис Потемкин, автор нескольких хитов Эдиты Пьехи, звезды советской эстрады 1960-1970-х годов, создал в Доме народного творчества клуб песни. Туда и пришла Ольга Краузе. С тех пор она с гитарой неразлучна.
Своими учителями в поэзии Краузе называет Виктора Соснору и Александра Кушнера, а еще авторов-исполнителей Татьяну Голушко и Нору Егорскую. Ее литературным наставником был Семен Ботвинник. "Поскольку море было моей стихией, я пришла в литобъединение при ДК моряков. Выбрала именно Семена Ботвинника, потому что строчки из его стихотворения были созвучны моим внутренним ощущениям...
В этом городе, не верящем слезам,
Есть женщина. Она слезам не верит.
Она тебя холодным взглядом смерит.
Сам полюбил - расплачивайся сам.
В 1996 году группа питерских лесбиянок объединяется в творческий союз "Лабрис". В него вошел костяк участников организации "Сафо", которой некоторое время руководила Раиса Таирова. Финансирование работы "Лабриса" шло из Германии и оставалось под контролем "грантодателей". А курировала деятельность "Лабриса", став его первым лидером, - Ольга Краузе.
Внимание Краузе привлекла и издательская деятельность питерских лесбиянок. Она поддерживала отношения с Валей Катогоновой, работавшей над альманахом "Посиделки" (выходил при гендер-центре). Не без участия Краузе состоялся журнал "Гей, славяне!", идея которого принадлежит искусствоведу Ольге Жук. Два номера "хорошего культурологического журнала" на несколько лет опередили свое время. Эротики в нем не было, поэтому он, к сожалению, не пользовался широкой популярностью. Однако финансирование журнала осуществлялось с расчетом на то, что издание сможет выйти на самоокупаемость. Этого не произошло из-за проблем с распространением. Ольга Краузе лично обходила книжные магазины и лавки Петербурга, отстаивая право на появление "...Славян" на книжных полках. Ей везде отказывали. И только директора "Дома книги" удалось уговорить поставить журнала на продажу - правда, в отделе медицины. Так "Гей, славяне!" оказались рядом с сексологическими работами профессора Игоря Кона.
В конце 1990-х Ольга Краузе ненадолго оставляет творчество и общественную работу. "Были личные проблемы, кризисы и прочее проблемы - я легла на дно..." Возвращение к активной творческой деятельности началось с концерта в клубе "Триэль", который устроила израильская подруга Ольги. И тогда вновь другие таланты откликнулись на ее талант. Ольга Краузе продолжила свою творческую жизнь вместе с питерским клубом "Лестница" и московским "Лабрисом", издающим одноименный литературный альманах.
Своим ярким творчеством Ольга Краузе своеобразным образом соединяет ранние лесбийские союзы Москвы и Петербурга, которые никогда особенно не дружили. "Это как в басне Крылова про рака, лебедя и щуку, - рассуждает Ольга об отношениях среди "лидеров" современных лесбиянок. - Но вот была Валя Курская - она среди первых организовывала в Москве вечеринки. Близки они мне были или нет, неважно. Но человек старался, работал для других. И благодарность ей огромная. И пусть мы будем все - разные существовать рядом..."
Но, тем не менее, сегодняшние лесбиянки кажутся Краузе менее дружелюбными. "Мы тогда дружнее были. Нас объединяло то, что могли любого в психушку спрятать. А мы, если кто-нибудь залетал по статье, скидывались на адвоката. Из Москвы в Питер ездили друг к другу в гости. Устраивали шикарные квартирники. А какие у нас роскошные концерты с трансвеститами были. Я уже не говорю об огромной традиции авторской песни. Ведь все лучшее из того, что сейчас на эстрадной сцене и в рок-тусовках, вышло из нашего подполья..."