Татьяна Пучко - лидер группы "Чересказань", поэт. В 2004 году как приложение к журналу "Остров" был издан сборник Пучко "Избранные сонеты". В 2005 году появился первый сингл - "Ящевый дощщь". Шесть композиций, представленных на нем, принесли Татьяне Пучко и ее коллективу звание лауреата 32 Фестиваля бардовской песни имени Валерия Грушина. С тех пор Татьяну Пучко можно услышать не только на квартиниках, в клубах и вечерах авторской песни, но и на многочисленных фестивалях. Предлагаем вашему вниманию интервью Татьяны Пучко, опубликованное в 7 номере "Pinx".
- Был ли в вашей жизни некий переломный момент, после которого активно "пошло" творчество?
- Я начала заниматься музыкой и писать стихи еще в школьные годы, но количество стало переходить в качество в возрасте 20-22 лет, когда я училась в подмосковном сельхозтехникуме. Конечно, это было связано, в том числе, и с несчастной любовью. Вся жизнь, по сути, череда влюбленностей. Основное направление моего творчества - любовная лирика. Но не только. Я люблю в стихах рассуждать о смысле жизни, о Боге - так удобнее приводить мысли в порядок.
- Начали сочинять и сразу на сцену?
- Нет, конечно, вначале я писала для себя. Но и по сей день перепеваются некоторые старые песни, даже те, которые были написаны в школьные годы. За кадром остались только совсем уж детские, не очень качественные, ученические вещи. В студенчестве я пару раз выступала перед однокурсниками. Уйдя из педагогического института, как-то раз поехала на картошку к подруге. Тогда-то мы с бардом Игорем Белым и записали кассетку, с одной стороны которой были его песни, с другой - мои. Кассетка пошла гулять по миру, люди знакомились с нашим творчеством, оно оказалось востребованным. В дальнейшем мы познакомились еще с несколькими авторами и создали творческую ассоциацию "Тридцать второе августа". А первый мой сольный концерт состоялся в еврейском театре "Шалом", куда меня тоже сосватал Белый...
- Кстати, о самиздате. Песни на вашем сайте Рuchko.Ru - это записи с каких-то концертов?
- Да, так специально задумано. Записи, конечно, разноплановые: они собраны с разных концертов в Москве и в Питере. Хочется создать "живую" серию и передать доверительную атмосферу, как это принято в авторской песне.
- То есть вы себя считаете, исключительно, бардом?
- Мне бы не хотелось себя как-то четко позиционировать. Конечно, какие-то песни написаны в бардовской традиции, но их меньше. Основной пласт - фольклорные стилизации: русские, западные, под старинную музыку. Есть и сентиментальный рок, и околоблюзовые композиции.
- Хорошо, тогда что такое качественный текст?
- Я окончила литинститут, поэтому могу оценить то, что я написала, и насколько это качественно. И у меня есть особая точка зрения в этом вопросе. Я пишу от звука, то есть мне даже не так важен смысл стихотворения, сколько его мелодичность. Люблю, когда звуки так подобраны, чтобы даже иностранец, не понимающий ни слова, получил удовольствие от звукоряда. Люблю простые, но плотные стихотворения. Именно поэтому творческими ориентирами для меня являются Окуджава, Городницкий. Их песни можно исполнять бесконечно: за удивительно прозрачным текстом открываются все новые и новые смыслы. Авторская песня близка к поэзии, но у меня от силы пятая часть стихов положена на музыку. Конечно, хочется как-то представить аудитории и свою поэзию. Поэтому планирую к сентябрю выпустить книгу, толстую, в твердом переплете. Тогда можно будет спокойно уйти на пенсию.
- Если говорить о вашем творчестве, то каков его основной смысл для аудитории?
- Еще Достоевский писал о том, что нет плохих и хороших героев, что человек слишком сложное существо и нужно его воспринимать таким, какой он есть... Прежде всего, я хочу показать, что светлая и темная стороны взаимосвязаны. А в конечном итоге, я считаю, музыка должна нести людям позитивные эмоции. Современный рок, к сожалению, в массе своей давит на больное. Творчество "Ночных снайперов", на мой взгляд, слишком депрессивное. Вероятно, кто-то и получает удовольствие от подобной музыки, но я не могу, становится плохо. Сама же стараюсь направить свою творческую энергию в мирное русло, стараюсь созидать, работать на космос.
- Скажите честно, в мейнстрим не хочется?
- Мы как раз недавно занимались прикладной арифметикой и поняли, что существование исключительно за счет выступлений подобно продаже в рабство. Во-первых, совершенно не остается свободного времени. Для того, чтобы и кормить себя и вкладывать деньги в раскрутку, нужно давать минимум два полноценных концерта в неделю. Во-вторых, появляется усталость. В-третьих, играть одно и тоже попросту скучно. Вероятно, есть люди, способные полностью выкладываться, восстанавливаться и искренне выступать с одинаковой программой каждый день, но мне нужны передышки.
- Кстати, какова ваша основная аудитория?
- Совершенно разного возраста и пола. Однажды мы выступали в онкоцентре для детишек. Конечно, ужасно было жалко этих маленьких, лысых, обреченных детей и их родителей, которые 24 часа в сутки проводят в центре. Это было, наверное, мое самое тяжелое выступление. Но напряжение было снято буквально через 10 минут, родители стали "заказывать" песни, а детишки похлопывать и потопывать в такт музыке. Вообще, когда ты начинаешь улыбаться людям, им ничего не остается, как улыбнуться в ответ. Поэтому найти контакт можно с любой аудиторией: и с пионерами, и с пенсионерами. Что касается женской аудитории, то фестивали Елены Боцман, конечно же, добавили мне слушателей и "почитателей", что не может не радовать.
- Если бы вас попросили организовать женский фестиваль, вы бы что-нибудь изменили?
- Я бы сделала вход платным. От ста рублей никто не обеднеет, зато меньше было бы пьяных девочек, а слушали бы повнимательней. А вообще, сама идея похвальна. Где же еще выступить неопытным авторам, ведь они тоже что-то творят? Кроме того, у них есть возможность послушать профессиональных музыкантов и сделать какие-то выводы, получить какие-то ориентиры.