Пластинок от таких коллективов, как "Сурганова и оркестр" ждут особенно сильно. И не только потому, что Сурганова - настоящая икона "темной культуры", замечательный человек, спортсменка, комсомолка и красавица. Просто пластинки таких исполнителей слушать интересно.
Альбом "Соль" слушать тем интереснее, что в нем Сурганова очень вольно экспериментирует со своим и так не слишком банальным звучанием. Первое, что стоит заметить - это отличная запись. Музыканты будто точно знали, что у них получится шедевр, и шедевр получился - уверенный, качественный, очень прочный.
Странно так говорить о Светлане Сургановой, но она будто повзрослела. Увереннее и интереснее, чем обычно, она играет с вокалом, умело и очень своевременно использует свою фирменную хрипотцу и берет самые высокие ноты. В сочетании с неожиданными звуковыми решениями получается такая конфетка, что с первого раза и не верится, что это те самые хулиганы-интеллигенты. В одной из песен голос Сургановой звучит, словно из телефонной трубки, от чего известная многим старая композиция только выигрывает. В другой - веселая босанова сочетается с таким пронзительным текстом, что дыхание захватывает. Сильнейшее соло саксофона среди плотного баса - и давняя песня "Я теряю тебя" становится похожей на похоронный марш. Чуть ли ни хэви-метал с трогательной наигранной мелодией из "Призрака оперы". Ну и, конечно, единственная песня, оставшаяся без комментария Светланы - "Рейс 612", сложнейшая композиционная работа, от которой наворачиваются слезы.
В Сургановой поражает способность говорить самые страшные вещи самым беззаботным тоном... Если до этой пластинки еще были люди, всерьез считающие Сурганову абсолютно позитивным человеком, то теперь понятно - под маской клоуна скрывается такая вселенская грусть, что любой Пьеро тихонько курит в коридоре, чтобы не спугнуть эту чувствительную бабочку.
В целом альбом производит впечатление какого-то отчаянного порыва сделаться серьезнее, но цельным он так и не получился. Трагические баллады здесь соседствуют с лихим русским шансоном с поправкой на интеллигентность исполнителей, балаганные партии с лаунджем, а синтезированные звуки перемежаются живыми инструментами. Но отсутствие явной органичности альбом совсем не портит - он нервный и напряженный, частично экспериментальный, но на данный момент это самая сильная работа Светланы Сургановой и "...Оркестра".
Сами музыканты, утверждая, что звук на этой пластинке преимущественно "живой" - лукавят. Звук здесь очень разный, и это, пожалуй, самая соль альбома, приправа, которую добавили в старые песни, и получилось очень вкусно. Коронное блюдо, я бы сказала. Попробуйте.