Готовы биться об заклад: когда Уильям Шекспир писал свою бессмертную трагедию "Ромео и Джульетта", он и предположить не мог, что спустя много лет она появится на театральной сцене именно в такой постановке.
С другой стороны, во времена Шекспира все женские театральные роли исполнялись мужчинами, поэтому есть ли смысл удивляться, что в наши дни Ромео может стать женщиной? Именно так американский театр Guerilla решил интерпретировать великую пьесу, перекроив ее на современный лад. Да, мы помним фильм "Ромео + Джульетта" База Лурмана с участием тогда еще юного Лео Ди Каприо и Клер Дэйнс, в котором веронская история была изложена в современной трактовке, а Монтекки и Капулетти стали враждующими мафиозными кланами. Помним и скандал, докатившийся до британского парламента, после того, как на сцене школьного театра герои Шекспира превратились в Ромео и Джулиана. И вот теперь перед нами - классическая любовная драма, в которой Ромео и Джульетта - женщины, Капулетти - семья республиканцев, а Монтекки - демократов. Режиссер постановки Ричард Дэвис утверждает, что эта идея была навеяна... ноябрьскими президентскими выборами, состоявшимися в США.
"Меня ужасно расстроил тот факт, что калифорнийские избиратели одобрили восьмое предложение о конституционной поправке, которая определяет брак как союз мужчины и женщины. Поэтому превращение любовной истории Ромео и Джульетты в лесбийский роман стало моим ответом и заявлением о том, что я поддерживаю однополые браки", - говорит режиссер.
Почему Шекспир? Дэвис считает, что именно "Ромео и Джульетта" как никакая другая пьеса способна отразить его эмоции в театральном действе, поскольку речь в ней идет о запретной любви. Запретной не потому, что она не может существовать, а потому, что над влюбленными тяготеют догмы и установки.
"В дни Шекспира - так называемую "елизаветинскую эпоху" - это были два враждующих дома, и юноше из одной семьи запрещалось любить девушку из другой. Но какая любовь может быть запрещена в современном мире, спросил я себя, - продолжает режиссер. - Черно-белая? До этого больше никому нет дела. Любовь между представителями разных религий? То же самое. Богача и нищенки? Давно забыто. Единственная любовь, которую сегодня пытаются запретить - это любовь мужчины к мужчине или женщины к женщине. Этим людям не позволяют вступать в брак и жить полноценной жизнью, и это - одна из худших вещей, которую только можно себе представить".
Театр Guerilla не первый раз "изменяет пол" шекспировских персонажей. Когда-то на его сцене Гамлета играла женщина, после чего и другие герои пьес великого драматурга стали воплощаться актрисами. Конечно, в данном случае речь идет о традиционно мужских ролях.
"Знаете, в какой-то степени превращение Ромео из мужчины в женщину было на удивление легким", - говорит Кэйти Скофил, исполняющая роль Ромео.
Авторы спектакля надеются, что на публику окажет влияние не только "лесбийская трактовка" знаменитой пьесы, и что в ходе спектакля она задумается над другими вещами. Например, когда Ромео избивает Тибальд - родственник Джульетты из семьи Капулетти, - это может восприниматься как то, что в английском языке получило название "gay-bashing", то есть "избиение гея", или, как говорят юристы, "совершение преступления из ненависти к гомосексуалам".
Актриса Куинн Кишпау, исполняющая роль Джульетты, считает, что воспринимать пьесу исключительно сквозь призму лесбийской любви не стоит. "Потому что это - не рассказ о любви двух женщин, а рассказ о любви двух людей, - говорит она. - Кругом все только и твердят что о "святости института брака, которую разрушают однополые браки". И это сегодня, когда 18-летние парень с девушкой, накачавшись алкоголем, могут пожениться на каждом углу в каком-нибудь Лас-Вегасе, чтобы на следующий день развестись. Это вы называете священным институтом? То есть, вы поддерживаете такие браки, а не права двух людей, которые по-настоящему любят друг друга?"
Режиссер Ричард Дэвис утверждает, что вовсе не собирался "щекотать нервы публики" тематикой лесбийской любви, и не однополую клубничку собирается ей преподносить. Его главная задача заключается в том, чтобы зритель понял: запрет на любовь антиконституционен в любом государстве, в любое время для любого человека. При этом и сам режиссер, и его актеры не собираются уходить от полемики: "Хотите поспорить с нами? Пожалуйста! - приглашает он. - Мы будем рады увидеть среди зрителей противников гей-браков - для того, чтобы их разозлить".