Стиль "унисекс" - одно из наиболее ярких веяний современности, успевшее чуть менее чем за полвека обрести сторонников и противников. По сей день продолжаются споры о том, что это - стиль будущего, деградация моды или же рядовая, а потому преходящая ступень в ее развитии? При всей своей кажущейся простоте и открытости, "унисекс" таит в себе множество важных составляющих, не осветив которые, мы так и не получим представление о том, что же это такое.
Зачатки современного "унисекса" появились в шестидесятых годах, запомнившихся нам как годы застоя, а всему остальному миру как время расцвета движения хиппи. Участники движения за свободу стремились быть свободными во всем, символизировать собой отсутствие привязанности к мужским и женским стереотипам. Именно поэтому женщины тогда впервые примерили на себя типично мужской атрибут - штаны, в то время как мужчины отказались от типичной короткой стрижки. Позже эта тенденция "уличной моды", небрежно-нарочитого стиля, нашла сторонников и в более консервативно настроенных слоях общества.
В семидесятых стиль "унисекс" крепчал и развивался - в то время появилась очередная субкультура, панк-культура, которая сделала еще более расплывчатой границу между мужской и женской модой. В то время отказ от традиционных стилей стал еще одной формой личного протеста.
Расцвет и признание "унисекса" пришлись на девяностые годы прошлого века. Кельвин Кляйн тогда одним из первых угадал потребности прогрессивно настроенной молодежи, и выпустил одежду, которая подходила молодым людям обоих полов. После того, как стиль одежды был принят и одобрен аудиторией, он начал обрастать новыми аксессуарами и поклонниками. Тогда же появилось множество ароматов "унисекс" - по сравнению с резкостью, присущей сугубо женским или мужским запахам, свежие и ненавязчивые запахи нового стиля стали своеобразной отдушиной для ценителей парфюмерии. Все больше людей отказывалось от традиционных представлений о том, как должно одеваться женщинам и мужчинам, в пользу простой, но в то же время изящной и удобной одежды. В конце концов, "унисекс" не только нашел отражение во внешней атрибутике современных людей, но и стал символизировать новый стиль жизни.
Стиль "унисекс" не только затрагивает внешний вид человека, но и во многом определяет его мировоззрение. К числу внешних составляющих этого стиля можно отнести одежду, прическу, макияж и парфюм. Главное, что их объединяет - отсутствие явных признаков, указывающих на пол человека. Так, одежда в стиле "унисекс" призвана не только убрать акцент с мужских или женских элементов, но и скрыть половую принадлежность ее владельца. В итоге, получается некий усредненный вариант - одежда достаточно свободна, чтобы можно было с первого раза разглядеть, кто скрывается за ней. Как бы то ни было, женщина, одетая в стиле унисекс, чаще всего вызовет у окружающих ассоциации с мальчиком, в то время как мужчина, одетый в том же стиле, не станет восприниматься ощутимо женственнее. Женщины позаимствовали брюки у мужчин, поэтому эта деталь туалета еще долгое время будет восприниматься как атрибут маскулинности и мужественности. Обратный процесс - заимствование женских элементов одежды, судя по всему, произойдет нескоро.
Прическа в стиле "унисекс", как правило, незатейлива, чтобы не было хлопот с укладкой. Часто это просто мужская стрижка или стрижка "под мальчика", в стиле "гарсон", когда на голове остается несколько сантиметров волос. Макияж в стиле "унисекс" либо мужской - почти незаметный, либо вообще отсутствует.
О современной парфюмерии "унисекс" стоит рассказать подробнее. Переходным этапом на пути к стилю "унисекс" стали глубокие общественные изменения: сексуальная революция и расцвет идеологии феминизма. Появились новые женщины - независимые, сильные, готовые самостоятельно зарабатывать деньги и воспитывать детей. Разумеется, этим женщинам нужна была иная парфюмерия - на смену опьяняющей эротичности пришла воинственная сексуальность. В результате появились такие ароматы, как Cristalle (Chanel), Rive Gauche (YSL), Diorella (Dior), Calandre (Rabanne).
Одним из самых известных ароматов "унисекс" является шипровый одеколон cK One от Calvin Klein, созданный в 1994 году. Это легкий, свежий, неагрессивный запах, уместный как для раннего рабочего утра, так и для ночной дискотеки. Основой аромата стала лимонная составляющая, ненавязчиво дополненная легкими оттенками ананаса, папайи, жасмина и бергамота. Итальянский дизайнер Gianfranco Ferre еще в 1995 г. создал аромат Gieffeffe, в основе которого также лежали цитрусовые ноты, но к лимонам были добавлены сладковатые апельсины, из-за чего весь букет получился скорее цветочным. В настоящее время под названием Gieffeffe существуют три разных продукта: в 1997 году появились разновидности этого аромата отдельно для мужчин и женщин. Из других популярных ароматов "унисекс" можно выделить Dalimix (Parfums Salvador Dali), "изюминку" которого составила отдушка из арбузных корок, Acqua di Gio (Giorgio Armani), напоминающую легкое дуновение морского бриза, а также "чайные" Bvlgary Black и Bvlgary Green Tea (Bvlgary). Не имеют четкой половой принадлежности и творения итальянской фирмы Benetton под названием Hot и Cold. Даже сам Calvin Klein попытался повторить собственный успех, выпустив в 1996 cK Be, на этот раз, сделав ставку на древесно-восточные оттенки сандалового дерева, орехов тонка и магнолии.
Рассмотрев внешние составляющие стиля "унисекс", нельзя обойти вниманием его внутреннее содержание. С течением времени, отношение к "унисексу" изменялось - как со стороны его наблюдателей, так и со стороны его приверженцев. С момента своего возникновения, этот стиль был атрибутом и признаком протеста, он объединял тех, кто не хотел принадлежать к большинству и быть как все. В середине двадцатого века женщина, носившая брюки, воспринималась обществом чуть менее кощунственно, чем Жанна д’Арк в мужской одежде. Именно женщинам пришлось позаимствовать предметы мужского гардероба, чтобы показать, что они ничем не хуже мужчин. Со временем равноправие полов в одежде стало постепенно распространяться и на другие сферы жизни, но в самом начале, "унисекс" возник не для того, чтобы уничтожить разницу между мужчинами и женщинами, а чтобы подчеркнуть их равенство.
Сейчас, когда при виде женщины в брюках никто не падает в обморок и не шарит по карманам в поисках валидола или чего-нибудь тяжелого, "унисекс" превратился из протеста в пользу равенства полов в протест в пользу их внутренних различий. С появлением категории "гендера", принадлежность к тому или иному полу потеряла свое основное значение - критерий различия между людьми. Теперь человек, предпочитающий стиль "унисекс", сознательно отказывается от внешних признаков, указывающих на его половую принадлежность, получая тем самым свободу для других способов самовыражения. Именно при отсутствии визуальных отличий человек получает возможность полнее проявить себя как личность, показать собственную индивидуальность. И в этом плане "унисекс" стал способом подчеркнуть особенности личности, не умаляя при этом достигнутого ранее равенства полов.