Руководители московских гей- и лесби- организаций комментируют заявление одного из гей-активистов о намерении провести в Москве гей-парад в мае 2006 года.
Лидер Всероссийской лесбийской организации "PinkStar" Ольга Суворова сказала, что могла бы принять участие в гей-параде только в том случае, если он пройдет "в закрытом помещении".
"Мы не готовы выйти на улицы столицы, точнее, никто не готов - ни город, ни гомосексуалы, ни власти - общество в целом. Я в какой-то степени согласна с тем, что мэр Юрий Лужков запрещает такого рода мероприятия. Причина в реакции толпы - скинхедов и фашистов. К организации такого шествия должны быть подключены все службы безопасности столицы. Я вообще не уверена в том, что мы можем провести этот прайд на должном уровне, а иначе наша "художественная самодеятельность" может закончиться инцидентами", - уточнила Ольга Суворова.
Елена Боцман, одна из старейших активисток, напротив, полагает, что гей-парад может состояться, но при одном условии... "Если бы власти дали официальное разрешение, мы бы с удовольствием присоединились к колонне. Придем, флажками помашем, без всяких политических эпатажей. Впрочем, будет год, будет пища. Я думаю, что если власти помогут нам, то через кордоны милиции наши доблестные фашисты не прорвутся".
Илья Абатуров, директор клуба "Три обезьяны" считает, что "это очень деликатный вопрос. Слишком неравномерно у нас в стране распределяется уровень жизни. И это вызывает озлобленность". "Я принимал участие во многих гей-парадах в разных странах, и там они вызывали у людей чувство радости, а у нас это вызовет только злость. Наверное, когда люди будут жить лучше, может, тогда... Сейчас основы нет для подобного парада. Даже лет 5-7 назад все еще было по-другому, а сейчас нет".
Известная активистка Евгения Дебрянская, директор клуба "12 Вольт", в интервью агентству "Интерфакс" выразила возмущение заявлением мэра Юрия Лужкова о том, что он не допустит проведение гей-парада в Москве. Агентство также сообщает, что организаторы гей-парада намерены подать в суд на руководство города.
"Я вспоминаю правозащитников советских времен, - отметила Евгения Дебрянская в беседе с корреспондентом Gay.Ru. - ...Было ли целесообразно выпускать книгу "Архипелаг ГУЛАГ"? ...Солженицына выслали из страны за нее. А сейчас мы благодарим этого человека... Я гражданин своей страны и у меня есть точно такое же право, как и у всех остальных, высказывать свое мнение. И я требую, чтобы у меня была возможность реализовывать мои права. Я ничего не хочу слышать о нецелесообразности этого парада...".
Вульфи, редактор популярного портала GayKino.Ru, назвал идею гей-парада интересной. "Во всем мире парады проходят вполне успешно, почему бы нам не сделать свой. Другой вопрос, кто это организовывает. Я прочел, - отметил Вульфи, - что этим занимается некто Николай Алексеев. Все бы хорошо, только я не знаю, кто это. Я знаю Евгению Дебрянскую, Романа Калинина, Эда Мишина, еще нескольких активистов... Но Николая Алексеева не знаю. И мне странно, что этот человек позволяет себе говорить от всего гей-сообщества. Если бы он встретился с нами, обсудил все, возможно, тогда это и было бы нормально. А так - нет...".
Редактор лесбийской газеты "Ль" Елена Иванова: "До тех пор пока в нашем обществе сильны гомофобные установки, проведение гей-прайда в любом из городов России нереально. На мой взгляд, это бессмысленная акция, которая лишний раз обозлит население. Давайте вместо прайдов займемся просвещением собственного народа для того, чтобы снизить уровень гомофобии и повысить уровень терпимости. На сегодня важнее не эпатажный прайд на Красной площади, а снижение сексуальной безграмотности простых россиян..."
Эд Мишин, главный редактор журнала "Квир" и портала Gay.Ru сказал: "Гей-парад - это символ сплочения общества и гей-сообщества. К сожалению, в нашей стране нет даже сплочения гей-сообщества. Поэтому странно говорить о возможности такого карнавала, которым является прайд. Ничего кроме физических и словесных оскорблений в свой адрес геи, лесбиянки, бисексуалы и транссексуалы не услышат. Впрочем, если кто-то хочет выйти на Красную площадь с радужными флагами, это его право".
"В нашей стране, - продолжил Эд Мишин, - единственным, так сказать, карнавалом была майская демонстрация. Я сомневаюсь, что парад в западном понимании может прижиться в России. В Испании, Австралии и Америке проходят десятки парадов, один из них - геевский. Сколько парадов проходит в Москве? В демократических странах власти рассматривают гей-карнавалы как возможность заработать на туризме... А у нас, мне кажется, шествие под охраной милиции и ОМОНа будет выглядеть жалко и смешно. Хотя совершенно не обязательно прислушиваться к мнению гомофобного большинства. Я с удовольствием принимаю участие в гей-парадах там, где к этому адекватно относится население. Выходить на гей-прайд, чтобы что-то кому-то доказать, я не собираюсь. Но если у кого-то есть желание, - пожалуйста".
"И еще один важный момент - персона инициатора гей-парада Николая Алексеева, - уточнил главный редактор журнала "Квир". - Такой случай уже был в истории и называется он "поп Гапон ведет народ на диалог с властью". На мой взгляд, ситуация именно такова. Алексеев не кажется мне тем человеком, который может наладить отношения между гомосексуалами и властью. По-моему, он и с самим собой диалога наладить не может... Но все-таки сайт Gay.Ry и журнал "Квир" готовы стать информационными спонсорами прайда, если он состоится".
Журналист Маша Гессен. "Мне сложно ответить на этот вопрос, необходим ли гей-парад в Москве. ...Это один из основных вопросов, стоит ли делать то, к чему общество еще не готово или все-таки делать, потому что никто другой не сделает. Конечно, первая реакция - это слишком опасно. Но с другой стороны, если все получится - это будет здорово. Но при этом остается опасность, что милиция не сможет защитить участников, и людей просто побьют. А что касается того, нужно ли судиться, если откажут в параде, - я обеими руками "за".
Издатель Владислав Ортанов. "Если будет уверенность в полной безопасности участников парада, я - за. Если не будет, я - против. ...Но в нашей стране ничего нельзя прогнозировать. Я, пожалуй, смог бы ответить на этот вопрос не раньше, чем за месяц до проведения прайда. Возможно, его организаторов к тому моменту уже не будет на свободе, хотя, я, конечно, никому этого не желаю. Но могу сказать, что если безопасность будет гарантирована, то я с удовольствием принял бы участие в параде".