Я не помню, чтобы Фанни Ардан когда-нибудь называли гей-иконой. Она не была замужем за геем, как Лайза Минелли, у нее нет дочери-лесбиянки, как у Шер, или сына-гомосексуала, как у Барбры Стрейзанд. Она не набирает в труппу "голубых" танцовщиков, как это делает Мадонна. Фанни не выступает на эстрадных подмостках. Только на театральных. Или в кино. Но я точно знаю, что многие из нас от нее без ума. И не только потому, что она страстно целовала Катрин Денев в "8 женщинах", сыграла хозяйку гей-клуба в "Pedale Douce", а партнером одной из ее героинь, - великой оперной дивы Марии Каллас, - был "голубой" продюсер. Мы любим ее потому, что она талантлива, красива, умна и свободолюбива.
"Трех своих дочерей я научила главной вещи - свободе, - сказала Ардан на пресс-конференции в Киеве. - Я всегда повторяла, что надо любить свободу и не бояться ее. Надо бороться за свободу и учиться толерантности. Свобода - это сохранение верности тому, во что ты верил, когда тебе было 15. Это значит, что ты не должен продаваться, не должен терять свою душу, но и не забывать о том, что тотальная свобода может быть инфантильной".
Фанни приехала в Киев на два дня: фестиваль "Молодость", французское посольство и организация "Unifrance" пригласили ее в качестве гостьи на открытие французской киновесны в Украине, в рамках которой состоялось еще одно заметное событие - ретроспектива фильмов с участием актрисы. Показывали ее первую ленту "Соседка", которая переместила Фанни из разряда театральных актрис на киноэкран, - и совершенно новую картину "Натали", в которой Ардан играет вместе с Жераром Депардье и Эмманюэль Беар. Не обошли вниманием и столь любимые в гей-кругах фильмы "8 женщин" и "Pedale Douce" ("Слегка "голубой"). Последний демонстрировался нашим телевидением под названием "Вечерний прикид", хотя на самом деле "pedale douce" - сленговое выражение, подразумевающее абсолютное перевоплощение. Именно это происходит с двумя персонажами картины, которые днем трудятся в банке, старательно скрывая свою гомосексуальность, зато вечером отрываются в заведении, принадлежащем их лучшей подруге - героине Ардан, - переодевшись в платья и взгромоздившись на каблуки. Заметим, что роль хозяйки гей-клуба принесла Адран единственный в ее карьере "Сезар" - французский эквивалент "Оскара", - из чего можно сделать вывод, что комедийные роли ей удаются не хуже, нежели драматические.
Тут впору поговорить об изящной криминальной комедии "8 женщин" - едва ли не единственном фильме с участием актрисы, прокатившемся по нашим экранам с грандиозным размахом. И примечателен он не столько даже сюжетом, сколько подбором актерского ансамбля и режиссером. Имя последнего - Франсуа Озон: сравнительно молодой человек, успевший немало начудить и шокировать публику до такой степени, что многие склонны считать его пугалом современного кинематографа. Не в последнюю очередь потому, что без гомосексуальных сцен у него не обходится фактически ни один фильм, что, впрочем, не удивительно для "голубого" режиссера, восхищающегося работами Райнера Фассбиндера. Почему Ардан откликнулась на приглашение Озона и каково ей было работать с ним?
"Если режиссер предлагает вам роль - это значит, что он хочет именно вас. После этого, считай, половина работы сделана. Актеру нужна любовь, актеру нужна теплота, благодаря которой он сможет расправить крылья. И каждый раз, когда ты снимаешься у нового режиссера, ты входишь в новый мир", - сказала Ардан в Киеве.
Получив приглашение, Фанни поначалу отказалась от роли шикарной куртизанки Пьеретты, "путающей день с ночью и занимающейся любовью в кустах, словно девчонка", - песню с такими словами исполняла в фильме ее героиня. Об этом рассказал сам Озон, шутливо предположив, что Ардан напугала перспектива сниматься в "той самой сцене", занимаясь "этим" с Катрин Денев. Но, в конечном итоге, Ардан согласилась, ведь, по ее словам, каждый режиссер имеет на актера свой взгляд, который позволяет ему совершать новые поступки. "Я никогда не пойду играть к режиссеру, пусть даже я его обожаю, с закрытыми глазами. Потому что для меня это будет высшая печаль - сниматься у великого режиссера, играя роль, которая мне не нравится. Я лучше пережду в надежде на что-то, чего может и не случиться, но это лучше, чем прощаться с мечтой. Я верю в алхимию того, что происходит на съемках, - сказала Фанни. - Создание персонажа - загадочный процесс. Я могу играть только тех персонажей, которые мне нравятся, и если это так - значит, я их понимаю. Понимая их, я чувствую их эмоции. Я всегда доверяю своим персонажам".
"С Франсуа Озоном было очень легко работать, - продолжала актриса. - Озон - очень сильная личность. Он умело использовал наши положительные и отрицательные качества, и его коктейль получился успешным, потому что каждый занимался своим делом. Он много работал еще до начала съемок, предусмотрев все возможные детали".
А что же с "тем самым эпизодом", в котором, подравшись для приличия с героиней Денев, Ардан повалила ее на пол и одарила весьма недвусмысленным поцелуем? В пьесе Робера Тома, по которой был снят фильм, ничего подобного не происходило: лесбийскую нить в повествование вплел Озон, отшлифовав сценарий по собственному разумению. В прошлом году, во время посещения Московского кинофестиваля, Фанни сообщила, что драться с Катрин было гораздо проще, нежели ее целовать. В Киеве актриса уточнила: "Мы обе были очень робкими. Дублей на эту сцену ушло немного. Я помню, что, когда я лежала на Катрин, я ей говорила: "Знаете, я ведь не такая уж худая!"
Кстати, о худобе. Судя по всему, определенные комплексы по поводу внешности у мадемуазель Ардан имеются. Впрочем, она этого и не скрывает: "Поверьте, я смотрю на себя не вашим взглядом! В юности я считала себя очень уродливой. Это правда! Но я преодолевала себя. И со временем научилась доверять жизни".
Новый фильм с участием актрисы, "Натали", породил массу слухов - не исключено, что носили они исключительно рекламный характер. Главная сплетня, с восторгом перепечатанная французскими таблоидами, заключалась в том, что на съемочной площадке с новой силой якобы вспыхнул роман между Ардан и Депардье, в паре с которым Фанни когда-то снималась в фильме "Соседка". "Жерар всегда был одним из главных людей в моей жизни. А что касается вопроса о нашем романе, то... иногда журналисты лгут, иногда бывают пророками", - сказала актриса, неподражаемо при этом хохотнув.
Это может показаться странным, но "Натали" - фильм с ярко выраженной лесбийской подоплекой, которая становится очевидной только в финале. И Депардье в этом действе отведена роль второго плана, поскольку на первый выходят странные взаимоотношения двух женщин: героини Ардан, прожившей с мужем в браке долгое время и узнавшей о его измене, и героини Эмманюэль Беар, девушки по вызову, которую Фанни нанимает ради соблазнения своего неблаговерного. Зачем это ей нужно и почему здесь присутствует лесбийская тема - рассказывать не буду, сохранив интригу: фильм уже появился в прокате, и вы сами сможете его оценить.
Какова же мадемуазель Ардан в жизни? Своей полной противоположностью актриса называет героиню фильма "Любовь до смерти" - женщину очень щедрую, очень добрую и абсолютно не эгоистичную. Положительным качеством считает свое умение идти вперед и говорит, что больше доверяет инстинкту, чем разуму. "Я не считаю себя заложницей своей славы потому, что самое главное для меня - играть в кино и театре. Я вовсе не собираюсь подводить итогов своей жизни. Наверное, кое-что в своей карьере я "проваливала", но совершенно не жалею об этом. Я всегда отдавала предпочтение текущему моменту. Я чувствую себя либо хорошо, либо плохо. В жизни нужно уметь ловить момент: важным может быть простой разговор с кем-то или прогулка по берегу реки. Я часто вспоминаю теорию, которая гласит: жить нужно, словно перед смертью. Поэтому все, что происходит в жизни, стоит свеч".
ЦИТАТЫ ИЗ ФАННИ АРДАН ПО ПОВОДУ И БЕЗЯ помню, как играла в театре пьесу Маргарит Дюрас "Музыка". Это была история мужа и жены в ночь развода, они обсуждали свои проблемы всю ночь. Было очень сложно и больно - играть любовную историю, которая никогда не вернется. Я считаю, что самые больные любовные истории - это именно те, после которых ты понимаешь, что истратил себя зря.
Я всегда влюбляюсь в актера - партнера по съемочной площадке абсолютно по-детски. Это значит, после завершения съемок ты ничего не хочешь с ним строить. Когда ты два месяца подряд смотришь на одного и того же человека, он становится главным для тебя на это время. Ничего общего с настоящей жизнь это не имеет, но тесно связано с детской теплотой. Я всегда считала, что любовь гораздо лучше ненависти, поэтому всегда лучше влюбляться в актера, чем его ненавидеть. Ведь в какой-то момент камера все равно украдет то, о чем ты даже не подозреваешь. Я считаю, что от ненависти до любви - всего один шаг, а не наоборот.
Создание персонажа - загадочный процесс. Я могу играть лишь тех персонажей, которые мне нравятся, и если это так - значит, я их понимаю. Понимая их, я чувствую их эмоции. Я всегда доверяю своим персонажам. Вы можете 20 раз смотреть "Гамлета", если Гамлета будут играть 20 разных актеров. У вас перед глазами пройдут 20 разных актеров, но и 20 разных Гамлетов тоже.
У меня нет мнения о современном французском кино, потому что с самого начала моей карьеры мне говорили о кризисе французского кинематографа. Это то же самое, как если бы я была виноделом, и мне все время говорили бы о кризисе виноделия. Я все равно считаю, что французское кино очень живое. Может быть, оно с трудом экспортируется, но все же не следует забывать, что Франция - третья страна мира по количеству произведенных фильмов. Чем дальше - тем больше у нас режиссеров и фильмов. Во Франции очень любят кино. Если я не снимаюсь - я хожу в кино. Самое большое удовольствие для меня в отпуске - никуда не ехать, оставаться в Париже и ходить в кинотеатр.