И по сей день Роза Бонер (Rosa Bonheur, 1822-1899), французская художница 19 века, остается одной из самых успешных женщин в искусстве.
Она добилась славы и признания в ту эпоху, когда профессиональная живопись была практически закрыта для женщин. Несмотря на перемену вкусов, из-за которой ее картины несколько забылись, ее имя навсегда останется в истории живописи.
Однако со временем начали по-новому оценивать не только ее творчество, но и личную жизнь - великая художница избегала общества мужчин, а самыми близкими людьми для нее были две женщины.
СЕКТЫ, ОВЦЫ И ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ
Роза родилась в семье бедного художника, Рэймона Бонера, и Софи Бонер, преподавательницы фортепьянной игры. Отец увлекался социализмом, и какое-то время состоял в секте сенсимонистов. Рэймон тратил очень много времени, обучая дочь рисовать - неслыханное дело в те времена. Возможно, что именно секта сенсимонистов сыграла решающую роль - они выступали за равенство мужчин и женщин и ждали прихода женщины-мессии.
Labourages Nivernais by Rosa Bonheur
Ее мать тем временем поощряла в ней другую страсть - любовь к природе. Когда она учила дочку читать, то они вместе рисовали животных к каждой букве. Родители позволяли ей держать самых разных домашних животных, даже ручную овцу, и это при том, что семья жила в квартире на верхнем этаже!
С раннего детства Роза вела себя не так, как положено "хорошей девочке". Родители дважды пытались отдать ее в частную школу для девочек, но оба раза ее исключали за нарушение дисциплины и пререкания с учителями. Впрочем, это не помешало ей стать лучшей среди учеников отца, и с 17 лет самой поддерживать семью - делать копии картин в Лувре на продажу.
Однажды Роза сопровождала отца, которому заказали портрет богатой молодой женщины и начинающей художницы - Натали Мика. Встреча с Натали стала переломным моментом в жизни Розы. Они разговаривали во время долгих часов, когда Натали позировала для портрета. Вскоре они поняли, что не могут разлучиться. И в самом деле, разлучила их только смерть. До сих пор биографы спорят о том, была ли их связь сексуальной, или же только необычайно близкой дружбой. Ответ на этот вопрос никогда не будет получен, но возможно, он не так уж и важен. В тот же период Бонер начинает писать изображения животных.
КОРОЛЕВЫ, ЗВЕРИНЦЫ И СОВМЕСТНАЯ ЖИЗНЬ
В 1841 году юная Бонер получает первую медаль престижного Парижского салона. После этого ее карьера идет только в гору. Ее картины завоевывают популярность как среди критиков, так и у публики. Вскоре после Салона семья Бонеров переезжает в новую квартиру, где Роза уже спокойно может разводить "моделей" для своих картин - уток, кроликов, белок и овец. С 1840-х спрос на ее работы продолжал расти. Престижные награды следовали одна за другой.
Landscape With Cattle by Rosa Bonheur
Бонер переключается на животных покрупнее - коров и лошадей. Она стала постоянной обитательницей конюшен парижской омнибусной компании. Долгие часы она проводила стоя по щиколотку в крови на скотобойнях, делая зарисовки. В 1853 году она закончила свою самую известную работу - "Конская ярмарка". Картина стала настоящей сенсацией и принесла ей рекордную сумму - 40 тысяч франков - и внимание самой королевы Виктории, с которой они впоследствии лично встретились и даже подружились. Среди ее дальнейших наград - Орден Изабеллы Католички, Орден Леопольда Бельгийского и даже абсолютно "мужской" Орден Почетного Легиона.
В 1860 году она, наконец, покупает целый особняк для себя и драгоценной Натали. И если дом она отдала на откуп Натали, то сама развернула бурную деятельность в обширном дворе. Она смогла создать собственный зоосад с исландскими пони, множеством собак, оленями, газелями, обезьянами, коровами, яком и львом.
БРЮКИ, СИГАРЫ И СКАНДАЛЫ
Коммерческому успеху Бонер не помешали даже "причуды" художницы, которые, казалось бы, должны были оскорбить приличное общество. Ее жизнь с другой женщиной отнюдь не была скандальной. Гомосексуальные связи были так маргинальны для той эпохи, что никто не заподозрил бы в них двух женщин из хороших семей.
Скандалы в жизни Бонер были связаны с чисто внешними атрибутами. Она курила сигары - "совсем как мужчина". Еще будучи юной девушкой, Бонер коротко остригла волосы и уже больше не отращивала их. Она также довольно рано облачилась в мужской костюм. Впрочем, в ее случае такая одежда была профессиональной необходимостью - в длинных юбках не слишком-то удобно коротать долгие часы на конюшнях. К тому же, скотобойни Парижа запрещали присутствие женщин, а мужской костюм позволил Бонер обойти этот запрет.
В конце концов, Бонер даже получила официальное разрешение от городских властей Парижа носить мужскую одежду. Ей перестал грозить арест за ношение брюк и курение в публичных местах. Правда, один раз ее все-таки арестовали за нарушение общественных приличий. В тот день она, вопреки обыкновению, была одета в платье, но полицейский решил, что это мужчина, переодетый женщиной.
СМЕРТЬ, ПОРТРЕТЫ И НОВАЯ ЛЮБОВЬ
Роза Бонер и Натали Мика прожили вместе более 50 лет. Смерть спутницы жизни стала огромной трагедией для Бонер, она уже никогда не смогла до конца от нее оправиться. Однако в ее жизни появилась другая женщина - Анна Элизабет Клюмпке (1856-1942). Она тоже была успешной художницей, однако до сих пор ее вспоминают как последнюю любовь Розы Бонер. Именно портрет (справа) Розы Бонер работы Анны Клюмпке (1898 года) - самый известный портрет художницы.
Как и Бонер, Анна начала свою карьеру очень рано и добилась успеха в Парижском салоне. Помимо портрета Бонер, широко известен ее портрет американской феминистки Элизабет Кейди Стантон. Благодаря портрету они и познакомились - в 1897 году Анна написала Бонер письмо с просьбой стать ее моделью. Когда они встретились, то Клюмпке было сорок три года, а ее кумиру, Бонер, - семьдесят семь. И снова, разговоры во время позирования, женщины становились все ближе.
Через месяц Бонер предложила Клюмпке жить и работать вместе. Тогда же Бонер изменила завещание и сделала Анну своей единственной наследницей. Девять месяцев спустя Роза Бонер умерла. После ее смерти Клюмпке стала ее биографом. В 1908 году она опубликовала описание жизни Розы Бонер.
Наследие Розы Бонер довольно странно. Она была успешной и талантливой художницей, но сейчас ее реалистичное искусство отошло на второй план. Больше внимания привлекают дебаты о ее сексуальной ориентации и любви к брюкам. Ее творчество при этом часто игнорируют, а ведь именно страсть к искусству, желание жить им, были определяющими в ее жизни. Возможно, только благодаря этой страсти она и оставалась собой, решала, как и с кем ей жить в эпоху, когда это было последнее, чего ожидали от женщин.