Поэтический голос Марины Чен звучит звонкой струной не только на сценических площадках клубов, популярных у ЛГБТ... В прошлом году она подарила поклонникам свою уже третью книгу - "Метаморфозы".
Марина, расскажите, как отразился на вашей жизни выход двух первых поэтических книг в 2007 году. Кажется, вы стали много ездить с публичными выступлениями - это были разные встречи, какие они?
Издание книги сравнимо с рождением ребенка. Ее зачинаешь, долго и бережно вынашиваешь, рождаешь в муках, а после долго воспитываешь, пока она уйдет в свет и начнет жить самостоятельно. Сколько бы не вышло публикаций, первая - самая значимая, с нее все начинается. Спасибо издательству "Квир", которое терпеливо отвечало на все волнующие вопросы... Светлане Сургановой - самому родному человеку, близкому другу и идейному вдохновителю. Благодаря ее поддержке и вере в меня я обрела крылья. Всем, кто в этот момент был рядом...
Вторая книга "Случайные взгляды" вышла в серии Александра Житинского. А в начале этого года "Более другое" издательство" в Минске представило третью - "Метаморфозы".
В 2007 году после презентаций двух сборников в Санк-Петербурге и в Москве, меня приглашали в Киев, Кишинев, Минск, Ростов-на-Дону, Одессу и во многие другие городах. Принимали везде тепло и доброжелательно, слушали внимательно и проникновенно. Плакали над печальными стихами, искренне смеялись над хулиганскими. Задавали много вопросов о жизни и творчестве.
В 2007 году, когда я только начинала публичные выступления, стихи как пласт культуры, были не слишком востребованы в ЛГБТ-сообществе. Многие признавались: узнав, что "В этом городе фонарей..." - поэтическая книга, испытывали разочарование и не собирались идти на вечер. Но после встречи меняли свое мнение... Искренность общения, совмещение серьезных жизненных тем и юмора никого не оставят равнодушными.
Сегодня, поездки по городам и выступления - это мое основное занятие. Я счастлива, что занимаюсь любимым делом.
Как я понимаю, для вас творчество неотделимо от общения, от встреч, от взаимного обмена взглядами, улыбками... Но ведь это не всегда улыбки, встречались ли вы с проявлениями агрессии, в основе которой - гомофобия?
Не только творчество, но и вся моя жизнь неразрывно связана с общением. Долгие годы моя основная работа во Дворце детского и юношеского творчества также состояла из постоянного общения с детьми, подростками, их родителями и педагогами.
Без полноценного, мудрого, глубокого и проникновенного общения я начинаю чахнуть и болеть... У меня в буквальном смысле начинается душевный голод. Как человеку склонному к эпистолярному жанру для меня всегда были очень важны слова. Общение с разными людьми учит меня чувствовать жесты и взгляды, читать мысли без слов. И порой это более многозначительно и выразительно. Один единственный раз мне пришлось столкнуться с проявлением гомофобии. Это случилось в Кишиневе 8 мая 2008 года, когда религиозные фанатики и нацисты заблокировали наш автобус в центре города, чтобы сорвать гей-парад. Жестокости и вандализму не было предела. Власти от нашей защиты отказались. Разъяренная толпа раскачивала автобус, стучали по стеклам, выкрикивали оскорбления в наш адрес. В какой-то момент стало жутко... Слава богу, что никто не пострадал. После этого инцидента мы очень сдружились. В Кишиневе живут близкие мне люди.
Вы воспитываете сына? Как творческие эксперименты мамы влияют на семейную жизнь?
Моему сыну девятнадцать лет. Он, конечно, скучает, когда я долго в разъездах или готовлюсь к новой программе, и у нас не остается времени и сил для полноценного общения. Но Дима очень мудрый человек. Он меня понимает и поддерживает. Он является иллюстратором моих книг. Я прихожу к нему за советом, если начинаю в чем-то сомневаться. Многие родители любят своих детей эгоистично. У нас безусловная любовь. Мы любим, друг друга не для себя, а для того, чтобы лучше было каждому, не навязывая своих правил и желаний, а аккуратно помогая советом и делом в сложные моменты.
Вы экспериментируете с разными художественными формами: начинали с необычного диска "Исповедь феминистки", потом было "кибер-готическое шоу" и "панк-лирический театр КНАКИ". Что за панк-лирический театр такой?
Создание панк-лирического тетра - это идея Светланы Сургановой. В какой-то момент Светлана сказала - пора расти. Творческие поэтические программы - это, конечно, здорово, но надо использовать весь потенциал, который тебе дан. Посоветовала сделать музыкальное оформление, придумать сценарный ход и сценический образ, выстроить действие и сделать из программы поэтический спектакль по своим стихам - переплетая пронзительную грустную лирику с веселым озорным хулиганством, все, как в жизни. И действительно, благодаря совету Светы, новые формы дали возможность новых действий. Появилось бескрайнее поле деятельности для роста и развития. В очередной раз - Светлане мой низкий поклон.
Сегодня есть несколько моноспектаклей, в которых я читаю сама. Стихи в них выстроены в виде жизненной истории, близкой и понятной каждому человеку. Так же есть несколько спектаклей, в виде историй рассказываемых в поэтическом диалоге с молодыми авторами Никитой Подвысоцким, Ольгой Долгих, планируется создание спектакля с Константином Ворошиловым, который открыл в себе дар поэзии.
В Санкт-Петербурге сегодня активно развивается квир-сообщество. Как вы считаете, это может иметь не только общественное значение, но и влияние в области творческих проектов? Если да, то готовы ли вы принимать в них участие?
Поэтические слемы, театральные показы, драг-кинг шоу, музыкальные фестивали - все эти и другие творческие мероприятия объединяют людей, дают им возможность самовыражения. Я с радостью готова сотрудничать и принимать участие во всех интересных проектах...