Анна Михайловна Евреинова (1844-1919) вошла в русскую историю как первая женщина с докторской степенью по юриспруденции. Образование она получила в Гейдельбергском и Лейпцигском университетах Германии. В последнем защитила степень доктора прав в 1877 году. Вернувшись в Россию, Евреинова стала одной из первых русских феминисток, заговоривших с научной и общественных кафедр о необходимости полностью уравнять женщин в правах с мужчинами.
В 1885 году Евреинова основала и 5 лет редактировала журнал "Северный вестник", воспринимавшийся как продолжение закрытых "Отечественных записок". А позже ставший творческим домом для первых русских символистов.
Но сначала был побег из семьи. Отец Анны Михайловны, комендант Петергофа генерал-майор Михаил Григорьевич Евреинов, собирался против желания выгодно выдать дочь замуж. Что только не предпринимала Анна, чтобы избежать насильного брака. Была и попытка утопиться. Выход подсказало письмо от ближайшей подруги Софьи Ковалевской (1850-1891). Оно пришло из Гейдельберга, где Ковалевская, в будущем доктор философии, математик и механик, член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1889), посещала лекции. Чтобы иметь возможность учиться, а главное - обрести свободу, Ковалевская заключила фиктивный брак и свободно уехала за границу.
Анна поступает более решительно. Не добившись от отца паспорта, она тайно бежит за границу, пересекает ее пешком - в туфельках по болотам. Эти "прюнелевые туфельки" с тех пор будут упоминаться в книгах и рефератах по женскому движению на протяжении всего XX века. Но, к сожалению, это одна из немногих подробностей необыкновенной жизни Евреиновой, у которой до сих пор нет ни одного биографа.
Итак, дочь бежала, высокопоставленный отец в гневе требовал вернуть ее на родину. Подал жалобу в одиозное III отделение жандармерии. В петербургском свете еще долго обсуждали скандал.
За границей Анна Евреинова провела около 15 лет. Если в России как женщина она могла рассчитывать лишь на Высшие женские курсы, то в Германии с 1867 года Евреинова изучала право сначала в Гейдельбергском, а потом в Лейпцигском университетах. Несколько лет работала в Хорватии в Южной Далмации, изучая в церквях и монастырях документы по обычному праву южный славян. К научной проблеме она подходила и одновременно как филолог. Иногда языковой интерес преобладал над правовым, как это было в исследовании "Закон винодельческий" (1878).
В Петербурге после возвращения в Россию уже доктором наук она сближается в основном с литераторами. Это естественно, учитывая ее филологическое внимание к слову. Так возникла идея издания журнала "Северный вестник", первый номер которого вышел в 1885 году.
Денег на журнал дала Нина Васильевна Сабашникова (позже в замужестве тоже Евреинова, избранником стал племянник Анны Евреиновой) - из издательской семьи Сабашниковых. Ее братья Михаил и Сергей в 1891 году создадут одно из самых "живучих" русских издательств своего имени, после Октябрьского переворота переименованное и закрытое только в 1934 году.
"Вся ваша тоска и неудовлетворенность жизнью <...> от праздности", - объяснила Евреинова "полюбившейся" ей Сабашниковой и предложила "дело по душе". Так вышел первый номер "Северного вестника", редактором которого стала "безобидная старуха" Анна Евреинова, а издателем - Нина (Анна) Сабашникова. В секретари записали Марию Дмитриевну Федорову, любовницу Евреиновой. С ней они долгое время были неразлучны. Она "не скрывала своего любовного союза с этой женщиной" (Саймон Карлинский).
Так, например, писатель Антон Чехов, который знал об особенностях отношений редактора и его секретаря, обыкновенно передавал поклоны той и другой. Евреинова и Федорова жили на одной квартире, где в первые годы издания "Северного вестника" принимали Чехова. В середине 1880-х тот был всего лишь подающим надежды писателем. Но Евреинова чувствовала, как скоро талант заиграет. Ее восхищала "независимость" Чехова, под которой она имела в виду его способность к оригинальному творчеству, без намека на эпигонство и подражание особенно зарубежным авторам. "Вы будете большой писатель именно потому, что вы не раб..." , - раздавала она комплименты.
Впрочем, Чехова более всего интересовали гонорары, а не лестные отклики "милой и умной старой девы <...>, похожей в профиль на жареного скворца". Оплата публикаций Чехова, ставшего к концу 1880-х годов постоянным автором "Северного вестника", составляла немалую часть гонорарного фонда журнала. Особенно после успеха знаменитой повести "Степь" в начале 1888 года.
Сабашникова-Евреинова щедро финансировала журнал в течение пяти лет. Это позволяли ее доходы - с золотых приисков около 300 000 рублей в год. Их она получила в распоряжение после замужества. Но вскоре золотая жила иссякла, доходы сократились, и весной 1890 года Евреинова с трудом смогла найти средства на издание очередного номера. А 23 мая 1890 года продала журнал новому издателю и оставила пост редактора. Журнал просуществовал еще 9 лет, заработав репутацию первого серийного издания русских символистов, среди авторов которого были Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт и многие другие.
Одновременно с изданием "Северного вестника" Анна Евреинова публиковалась в журнале "Друг женщин" (1882-1884). В своих статьях она поднимала правовые вопросы существования женщин в России. В том числе писала "об уравнении прав женщины при наследовании" (1884).
Круг женщин, в котором общалась Евреинова, предполагал не только определенный образ мышления шестидесятника XIX века, но стиль. Не очень лестно описывает Евреинову периода издания "Северного вестника" жена поэта-символиста Константина Бальмонта Екатерина Андреева. "...Старая некрасивая женщина с нарочито резкими движениями, стриженая, не выпускавшая папиросы изо рта, выкрикивавшая, о чем бы ни говорили, устаревшие лозунги шестидесятых годов. По существу она была безобидная старуха ", - пишет Андреева о женщине, которой еще не исполнилось и 40 лет.
На рубеже XIX - XX веков Анна Евреинова посвятила себя в основном научной работе. В том числе разрабатывала основы правовой формы земледельческих артелей. Долгое время Евреинова была членом редакционного комитета отделения обычного права Петербургского юридического общества. Оно выполняло профессиональную и общественную экспертизу законов, принимаемых в России. Ее часто можно было видеть на различных общественных и правовых диспутах. И она неизменно привлекала внимание. Вот, например, знаменитый русский адвокат и юрист Анатолий Кони (1844-1924) мимоходом вспоминает о "заметном" появлении Евреиновой в Москве в июне 1880 года на открытии памятника Александру Пушкину. Это подчеркивает, насколько необычным был докторский статус Евреиновой даже для русской научной интеллигенции конца XIX века.
Анна Евреинова - среди первых женщин в России, которые добились возможности построить свою карьеру на поприще умственного труда. Возможность этого была тесно связана с необходимостью добиться права на высшее образование.
Умерла Евреинова в возрасте 75 лет в 1919 году.