Мексика начала прошлого столетия, революционные идеи, красные флаги, разнообразие латиноамериканской уличной толпы. Жизнь кипит для тех, кому не все равно, и спокойна для всех остальных.
Почему Мексика? Кто такая Фрида? И почему ее личность может быть интересна? Фрида - это несгорающий огонь. Посмотрите на ее работы. Что вы видите? Боль, силу, чувства, гротеск выражения того, что происходит внутри тебя посредством портретов и рисования самой безжалостной реальности. Не каких-то придумано-надуманных натюрмортов, а именно Реальности своей жизни.
Автопортрет (Self-Portrait, 1926) Госпиталь Генри Форда (Henry Ford Hospital, 1932) Фрукты Земли (Fruits of the Earth, 1938) Две Фриды (The Two Fridas, 1939) Корни (Roots, 1943) |
Когда Фриде было 6 лет, она заболела полиомиелитом, что сказалось на ее походке. Несмотря на свой физический недостаток, она была активна, дерзка, любила шалости. Фрида была одной из немногих женщин, принятых в художественную академию. Для своего времени она была шоком. В семье тоже отличалась от сестер.
В возрасте 18-ти лет Фрида попала в серьезнейшую аварию. Она ехала из Мехико-сити домой, в маленький городок, на автобусе. Латинская Америка славится своими крутыми нравами по части вождения, и аварии случаются очень часто. В этот автобус врезался троллейбус. Фрида упала и в ее живот вонзился железный прут с соседнего дома. Он прошел через ее тело и вышел через влагалище. Фрида провела месяцы в больнице, еще месяцы в специальном гипсе, который покрывал ее тело почти полностью. Этот гипс она разрисовала яркими бабочками. Врачи прогнозировали ей безрадостное будущее. У нее были повреждены спина и бедра. Но Фрида так и осталась собой. Она встала на ноги и научилась жить с постоянной физической болью.
Родители Фриды - венгерский еврей и мексиканская метиска - потратили большую часть своего состояния на ее многочисленные операции. Фрида твердо решила, что не будет ни от кого зависеть. Она вернулась в академию и начала продавать свои картины. В Мехико Фрида начала ходить на коммунистические митинги.
Фрида обожала вечеринки, танцы, безумства. Также, она страстно верила в светлые коммунистические идеалы. В коммунизм Фриду "ввела" Тина Модотти, итальянский фотограф и актриса, с которой у нее был роман. Большинство биографий Фриды замалчивают факты ее жизни, где женщины выступали в качестве ее любимых. Ее бисексуальность называют "свободной любовью". Поэтому сложно сказать, что именно для нее значили женщины. Они есть в ее картинах, они есть в ее идеологических порывах. В голливудском фильме про Фриду, есть сцены, где она танцует с Тиной Модотти после выпитого на пари виски (тот, кто выпьет бутылку до дна, получает танец с Тиной), кладет руку на коленку одной из многочисленных любовниц мужа, потом наслаждается занятиями любовью с танцовщицей и певицей в Париже.
Честно говоря, я не поклонник живописи, но Фрида меня задела. Каждый раз смотрю на ее картины и чувствую, что чувствовала она, через что проходят другие женщины. Я вижу в ее картинах солидарность со страданиями и радостями других женщин. Никто до нее так ярко не мог передать эмоции. Фрида умерла довольно рано, она была прикована к постели, одну ногу пришлось ампутировать, ей кололи морфий, чтоб избавить от боли. В последние недели жизни, в первый раз, в Мексике, проходила полная выставка ее картин. В этот момент она заболела воспалением легких и врач запретил ей вставать с постели. Все ее друзья, родственники, поклонники и поклонницы собрались в тот день, чтобы еще раз поразиться ее таланту. Фрида не встала с постели. Она заставила рабочих привезти ее , прямо в постели, в выставочный зал, как раз в тот момент, когда Диего Ривера говорит долгую красивую речь о том, что для него значит ее искусство. Фрида бесцеремонно орет: "А кто вообще умер?" и просит выпить виски. Начинается праздник. Феерия жизни, эмоций, огня. Но этот огонь сжигает Фриду всего за несколько недель. Короткая жизнь. Но такая яркая, такая живая, наполненная смыслом, стремлениями, желаниями, страстью. В ее дневнике написано: "Единственная причина жить - это революция". Фрида ее совершила и оставила нам. Как женщина, которая жила, как хотела. Ярко, и не подчиняясь стереотипам. Которая открыто изображала свои чувства и не боялась быть собой.