После десятилетий работы в кино и на телевидении Джейн Линч неожиданно стала сенсацией, исполняя роль "антигероини" в спортивном костюме - Сью Сильвестр из сериала "Хор". Но лишь две ее совершенно новые роли - жены и матери - подарили этой смешной леди настоящий смысл жизни.
Почти 30 лет назад Джейн Линч была стервозной студенткой университета Корнелл с демоническим перманентом и привычкой завершать свой рабочий день шестью бутылками пива Miller Lite. Уроженка Долтона, штат Иллинойс, Линч изучала навыки театрального искусства, сгорая от зависти и будучи уверенной, что все вокруг ей что-то должны. Как и ее героиня Сью из "Хора", она была одержима стремлением к мести и желанием "сокрушить мечты о невинном". Но этот гнев был следствием подростковых переживаний. Равно как и ее высокомерие, о котором Джейн рассказывает в своей новой биографии "Счастливые катастрофы". За всем этим скрывалась страшная тайна: она была не такой, как все.
Линч была средним ребенком семье, отчаянно нуждавшимся во внимании со стороны своего папы-банкира и мамы-дизайнера. Их самым серьезным беспокойством являлось стремление к тому, чтобы у каждого из их детей была "нормальная" жизнь (это было материнское беспокойство, которое, как пишет Линч, не подразумевало понятий вроде "отличаться от всех", "поднимать волну" и уж конечно - "быть геем"). Родители Линч часто устраивали пропитанные мартини коктейльные вечеринки, являвшиеся одной из отличительных черт 60-х годов, и это означало, что на столах в доме оставались полупустые стаканы. Поэтому Джейн всегда имела возможность стащить недокуренные сигареты и допить недопитые коктейли. Однажды, когда ей было лет 12, отец застукал ее за этим занятием. Вот что рассказывает об этом в книге сама Линч: "Папа увидел меня курящей во дворе. После чего я услышала, как он гордо заявил матери в кухне: "Она там, на улице смалит как заправский профи!"
Ее семья принадлежала к среднему классу, это был мир так называемых "домиков с белыми штакетничками", но Линч утверждает, что с ней всегда что-то было не так. Она была напугана своей непохожестью на других. Она чувствовал себя неуместной в доме, в семье и даже в своем собственном теле. Когда она украдкой играла в игры с переодеваниями, ей всегда хотелось примерить папину, а не мамину одежду. Она мечтала стать героическим принцем из фильмов Диснея, но никак не принцессой. Ей хотелось быть респектабельным мужчиной 60-х с коктейлем в одной руке и женщиной - в другой. Героем маленькой Джейн был кто-то вроде Дона Дрейпера, персонажа сериала "Mad Men" - задолго до того, как этот сериал вообще появился.
Коль скоро в юные годы у нее был легкий доступ к спиртному, со временем Личн подсела на алкоголь, надеясь с его помощью сгладить все противоречия. Она пила, пила и еще раз пила, чтобы скрыть боль и разочарование. Даже при том, что она не стала конченой молодой алкоголичкой ("я работала, я платила свои налоги"), она превратилась в так называемого "функционального алкоголика" - человека, который продолжает выполнять свои социальные функции, сильно закладывая при этом за воротник. Ей не раз приходилось просыпаться среди ночи и обнаруживать вокруг себя блевотину. При этом она не помнила, как так получилось, и откуда эта блевотина взялась. Несомненно, это подарило бы вдохновение какому-нибудь лесбийскому дуэту вроде Indigo Girls для написания новой песни, а для Джейн к тридцати годам завершилось дурманными вечерами, полным отчаянием и тем, что она стала хитом группы анонимных алкоголиков, после чего, наконец, решилась совершить камин-аут перед родителями.
Линч прошла долгий путь. Она приняла гостей 63-й церемонии награждения премиями Эмми и стала всего лишь третьей женщиной в истории этого шоу, выполняющей подобные обязанности. Джейн, полка которой к настоящему моменту ломится от наград (Эмми, Золотой глобус и премия Актерской Гильдии за один лишь "Хор") - одна из самых узнаваемых женщин американского телевидения. Все это выглядит немного странно, потому что многие из ее ролей изначально были написаны... для мужчин.
Исполняя роли этаких пуленепробиваемых дамочек, сражающих наповал своим остроумием и непроницаемым выражением лица, актриса засветилась во многих фильмах. Она озвучивала предназначенные для детей мультипликационные ленты вроде "Шрека", играла в мейнстримовых картинах, имевших большой успех у зрителей ("Джули и Джулия", "Сорокалетний девственник"), а также в инди-лентах вроде знаменитой картины Кристофера Геста "Победители шоу". Однако ее самое крупное игровое наследство останется на телевидении. Начиная с ситкома 1993 года "Пустое гнездо", она снялась в более чем 50 сериалах, большинство из которых становилось коммерческими, транслируемыми в прайм-тайм хитами, включая "Друзей", "Бухту Доусона", "Слово на букву "Л" и, конечно же, все еще продолжающуюся на телеканале CBS комедию "Два с половиной человека".
Именно участие в этом сериале принесло Джейн самую значительную роль в ее жизни: материнство. Лесбиянка, избавившаяся от алкогольной зависимости, всемирная слава к которой пришла в 48 лет, Линч "никогда не чувствовала тиканья своих биологических часов", считая, что статус родителя просвистел мимо нее. Но тут в ее жизни случилась встреча с психологом Ларой Эмбри, которая была известна борьбой с бывшей партнершей за опеку над одной из двух дочерей - и в конечном итоге выиграла, что стало настоящим триумфом Национального центра по борьбе за права лесбиянок в 2009 году. Лучший друг Лары Эмбри был большим поклонником сериала "Два с половиной человека" и убедил ее взять у его звезды, Джейн Линч, автограф.
А дальше все было как в сказке: Джейн влюбилась. И уже через год стала женатой женщиной с детьми. После того, как они с Ларой сыграли свадьбу, остроумная Джейн язвительно заметила: "Теперь моя мама должна быть счастлива: ведь я женилась ни на ком-нибудь, а на самом настоящем докторе!" Их дети, девятилетняя Хейден, биологическая дочь Лары, которая постоянно живет с двумя своими мамами, и 11-летняя Чейз: опеку над ней Эмбри разделяет со своей бывшей партнершей Кимберли Райан.
Блондинка шести футов росту (1 метр 82 сантиметра), Джейн оказалась в совершенно новой для себя роли - стала матерью. В промежутках между съемками второго сезона "Хора" Линч была полностью погружена в материнство. "Я стала подобающей женой", - говорит она. Пока Эмбри работала, Линч садилась за руль автомобиля с кузовом "универсал" и отправлялась за продуктами, в химчистку или хозяйственный магазин - заниматься своими мирскими делами перед тем, как забрать Хейден из школы. "Мне нравится заботиться о своих девочках", - улыбается Линч.
В этом месяце она была номинирована на вторую в карьере премию Эмми, ее автобиография занимает первые места в книжных хит-парадах, но больше всего сейчас ей хочется удобно расположиться на диване, чтобы вместе с Хейден посмотреть повтор детского сериала "АйКарли", пока мама Лара не вернется домой с работы.
Advocate: Когда вы познакомились с Ларой во время торжественного вечера под эгидой национальной правозащитной организации NCLR (National Council of La Raza), она была там с другой женщиной. Вы не знали, были ли они парой, но, как утверждают слухи, посмотрели на Лару и произнесли фразу, достойную Сью Сильвестр: "Если они пара - я их разлучу!"
Джейн Линч [смеется]: Да, в тот момент мне больше всего хотелось разрушить их отношения во что бы то ни стало, чтобы получить то, чего я хочу. Но потом выяснилось, что в этом нет необходимости.
Advocate: В конечном итоге, вы женились не просто на женщине, но и на целой семье - получили не только Лару, но и ее дочь. Изменило ли вас материнство?
Джейн Линч: Знаете, это довольно забавно. Мои инстинкты... на самом деле, они - довольно материнские: к примеру, я очень чуткая. Но дети при этом никогда не являлись частью моих жизненных планов. Да, материнство меня изменило. Теперь у меня есть эта маленькая девочка, Хейден, которая живет с нами. Ей - девять лет, она весьма остроумна и язвительна, и при этом у нее - огромное сердце. Она - настоящий миротворец, одно из самых мудрых существ на свете. Иногда мне кажется, что это не я, а она обо мне заботится.