Однажды Антонио Бандерас сказал в интервью, что журналистам - ежели на то будет их желание - придется поискать другого такого же гетеросексуального актера, который сыграл бы такое же количество геевских ролей. И был прав, потому что первые экранные появления испанского мачо состоялись под эгидой Педро Альмодовара, а это накладывало свой отпечаток. Однако и после того, как Антонио переехал в Голливуд, играть геев он не переста - вспомним хотя бы "Филадельфию". Недавно мне подумалось, что среди женщин аналогом Бандераса в этом отношении может считаться Джулианна Мур.
...Не то чтобы я старательно пересчитывала ее лесбийские роли и фильмы, в которых Мур так или иначе соприкасалась с темой - нет, учета никто не вел и заметок в блокнот не писал. Просто после того, как кинематографический, а вместе с ним и ЛГБТ-мир захлестнул девятый вал обсуждений в связи с появлением фильма Лизы Холоденко "Детки в порядке", к Джулианне тут же потянулись представители прессы и начали задавать вопросы, почему она так часто соглашается на лесбийские роли.
ТРИ СЮЖЕТА
Судите сами: за последний сезон лесби-сюжет в фильмах, где снялась Джулианна, просматривался трижды. И это если не считать наделавшего шума "Одинокого мужчины", режиссерского дебюта Тома Форда, в котором актриса тоже играла не последнюю скрипку. Хотя главным персонажем ленты являлась не она, а гей, потерявший партнера. После этого вспомнилась другая картина с участием Мур, за роль в которой она номинировалась на Оскара - "Вдали от рая". Там Джулианна была на острие, рассказывая историю благополучной американской домохозяйки образца 50-х, которая сближается с темнокожим садовником, и мы даже представить себе на можем, как в ту пору на подобное реагировали в "приличном обществе", где буйным цветом цвела сегрегация. Но случилось это с героиней Мур после того, как она узнала, что муж изменяет ей... с мужчиной. Еще одна галочка в послужном списке Джулианны, еще одно кино, в котором поднимались проблемы, волнующие нас.
Итак, последние достижения актрисы на лесбийском поприще: ленты "Частная жизнь Пиппы Ли", "Хлоя" и уже упоминавшиеся "Детки", с которыми был полный порядок - при том, что росли они с двумя мамами, одна из которых вызвала у публики весьма противоречивые эмоции. И если в первой картине героиня Джулианны являлась персонажем почти эпизодическим - но очень ярким, - то остальные две ленты по большей части лесбийскому разбору полетов и посвящались.
ПО-ФРАНЦУЗСКИ - НАТАЛИ, ПО-АНГЛИЙСКИ - ХЛОЯ
После того, как фильм "Хлоя" появился в прокате, в голове тут же возникли ассоциации с другой лентой - французской, которая называлась "Натали". В ней главные роли исполняли Фанни Ардан, Жерар Депардье и еще одна звезда европейского кинематографа, Эманюэль Беар. Кино было из разряда тех, которые принято называть "психологическими": дама бальзаковского возраста Катрин заподозрила мужа в измене, и чтобы подтвердить свои догадки наняла девушку по вызову, дабы та подкатила к супругу и попыталась воздействовать на него своими чарами. А потом доложила ей, действительно ли муж стал падок на молоденьких. И девушка докладывала, рассказывая обо всех интимных подробностях, пока в конце фильма не выяснилось, что вся эта искусно сплетенная словесная паутина - ложь, потому что на самом деле проститутка влюбилась в саму Катрин и использовала любую возможность для встречи с ней.
Как я и подозревала, "Хлоя" оказалась канадским римейком "Натали", где главную героиню тоже звали Кэтрин, только на сей раз ее сыграла Джулианна Мур. Я люблю сравнивать римейки с оригиналом, а еще - книги со снятыми по ним фильмами. В первую очередь это интересно с точки зрения того, насколько удачно знакомый антураж вписывается в новые реалии. Другая страна, другие ситуации - и даже другая техническая оснащенность, потому что со времен французской ленты всеобщая компьютеризация и телефонизация сделали значительный шаг вперед и прочно закрепились в нашей жизни. А еще мне интересно, как играют одних и тех же персонажей разные актеры.
В случае с этими двумя лентами все было волшебно, потому что Джулианна ничуть не уступала великолепной Фанни, которую я с детства боготворила. Конечно, к Мур я тоже питала наитеплейшие чувства, однако эмоциональная окраска этих чувств была немного иной. Но справилась она блестяще и была ничуть не хуже. Кроме того, по сравнению со своей французской предшественницей "Хлоя" оказалась куда более жесткой и откровенной, превратившись из просто драмы в эротический триллер. Причем, эротику обеспечила ему именно Джулианна - в паре с молодой актрисой Амандой Сейфрид, которая играла роль влюбленной в "клиентку" девушки по вызову.
Мур всегда утверждала, что проблем с обнажением и сексуальными сценами на экране у нее нет - вплоть до самых откровенных, - потому что "секс - это нормально, им занимается большинство из нас". Когда актрису спросили, что она чувствует в связи с очередной откровенной сценой в очередном лесбийском фильме, та ответила: "Ну, на сей раз было не так уж и откровенно, там камера не фокусировалась на частях тела. В "Хлое" все было куда жестче - особенно учитывая то, что 24-летняя девушка оказалась сверху".
И ТУТ ГРЯНУЛ ГРОМ...
Но "Хлоя" была цветочками по сравнению с громом, грянувшим вслед за этим. Режиссер Лиза Холоденко сняла далеко не первое свое кино, посвященное теме интимных женских отношений. Сперва было "Высокое искусство", потом - "Лавровый каньон". Однако столь широкого резонанса, как "Детки", эти ленты не вызвали, а оценки критиков были ближе к артхаусу, нежели к мейстриму. И тут мир накрыло сообщение: Холоденко - открытая лесбиянка - собирается снимать для широкого проката фильм о лесбийской паре, 20 лет прожившей вместе и родившей двух детей, которые вымахали до состояния подростков и, как положено подросткам, дают матушкам прикурить. Ликованию тематической публики не было предела, происходящее казалось фантастикой, поверить в которую было сложно еще и потому, что на главные роли в картине согласились актрисы экстра-класса - Аннетт Бенинг и Джулианна Мур. Еще до выхода ленты в прокат ее стали называть "женским вариантом "Горбатой горы". Не потому, что сюжетом она была аналогична, а потому, что "Гора" превратилась в своего рода мерило гомосексуальности в фильмах для массового зрителя, которые, к тому же, отличаются столь высоким качеством, что сходу сгребают все встречающиеся по дороге награды.
Однако когда "Детки" появились, оказалось, что с ними не все в порядке, и что в этой бочке меда есть своя ложка дегтя, причем, настолько внушительная, что многие наотрез отказались его пробовать и прокляли Холоденко с потрохами. Поскольку она - лесбиянка - написала сценарий, в котором одна из лесбийских мам в пылу расстройства стала в тайне от супруги спать с мужчиной, получая от этого нескрываемое удовольствие. И это была именно Мур, а вернее - ее героиня по имени Джулз. Правда, в финале наступил хэппи-энд, Джулз осталась верна своей лесбийской жене и лесбийской ориентации, а мужчина - донор, от которого родились когда-то оба наследника пары, - был отправлен на все четыре стороны искать собственное счастье и заводить собственную семью.
Порой мне кажется, что анализом этого фильма я могла бы заниматься до бесконечности, ставя Холоденко на вид и делясь своим мнением о том, насколько правильным, логичным, а главное - полезным оказался для лесбиянок этот "зигзаг судьбы" (последнее - крайне сомнительно). Но здесь у нас речь о другой женщине - Джулианне, - поэтому партсобрание по вопросу холоденковских идей мы перенесем на другое время.
"Все эти истории [в "Хлое" и "Детках"] были мне интересны, потому что они - о женщинах среднего возраста, то есть, о таких же, как я, - рассказывала о своих работах актриса. - Кроме того, они - о долгосрочных отношениях и о том, как обе героини, достигая определенной точки, оказываются на перепутье: "Погодите-ка! И где же я очутилась, прожив энное количество лет с этим человеком?" Главное в фильме Холоденко - то, что речь в нем идет о семье, которая остается с тобой от начала до конца, даже если этой семье приходится пережить непростой период и пройти через жесткие испытания. На первый план эта лента выдвигает мысль о том, насколько семья действительно важна".
ДАВНЯЯ СОЮЗНИЦА
Джулианна - одна из давних наших союзниц. Я говорю о борьбе за ЛГБТ-права, в которой геям часто оказывают неоценимую поддержку люди, сами таковыми не являющиеся. И дело здесь не в ориентации, а в их собственном устройстве, поскольку они ненавидят несправедливость и дискриминацию. Джулианна неоднократно давала интервью гей-прессе, принимала участие в правозащитных кампаниях, записывала ролики, призывающие к легализации однополых браков. Однако главной своей работой на этом поприще она считает именно кино, поскольку даже в противоречивых "Детках" рассказывается об обыкновенной однополой семье. Это - те самые люди, которых волнует проблема "Не спрашивай, не говори", поправка по восьмому предложению, гей-браки и все то, чем в последнее время наводнены первые страницы американских газет. Только они, эти люди, - не абстрактная проблема, лежащая в политической плоскости. Они - реальны. "Твой сосед может оказаться геем, человек, с которым ты работаешь, может оказаться геем, а ты узнаешь об этом - и думаешь: "Черт! Они ведь были здесь, рядом, все это время, а я и понятия не имел, что они - геи, - потому что они точно такие же, как и я!" - говорит Джулианна, объясняя свою точку зрения. Вот почему для нее не важно, в какой семье растут счастливые дети - в той, где есть папа и мама, два папы, или две мамы. Потому что главное - это не половая принадлежность родителей, а то, чтобы у этих деток все действительно было в порядке.