Сборник "Мак" или "mac" - это мои "московские" стихи, написанные в 2007-2009 годах. По мнению читателей и критиков, эта поэтическая книга сильнее, чем "Lilit". Расту.
Вообще, движение вперед, перемены и поиск необходимы. С момента начала моей публичной деятельности прошло меньше двух лет, подводить какие-то итоги, безусловно, рано, но я все равно так или иначе постоянно прихожу к каким-то выводам. Я вижу вектор, в котором мне хотелось бы продолжать творческое развитие. Формат тематических поэтических вечеров, пусть даже и в каких-то необычных вариантах, таких как дуэты, к примеру, мне стал тесен. Не хочется "застревать" в одной и той же форме. Поэтому я не стремлюсь к регулярным выступлениям, иду на это только тогда, когда есть повод поделиться новой информацией, такой как новая книга, например.
О стихах рассказывать что-то сложно. Моя лирика стала более философской, более свободной по форме. Но осталась такой же откровенной и во многом драматичной, как и раньше.
Чем больше я читаю о своем творчестве рецензий и откликов, тем яснее понимаю, что каждый читатель видит в моих строчках часть отражения себя, порой меня в них и нет, и, наверное, так оно и должно быть. Написанное начинает жить своей собственной жизнью, и я сама иногда не узнаю цитаты из собственных текстов.
Вокруг меня начался серьезный разговор о моем месте в так называемой "большой литературе". Я стараюсь не вникать в субъективные попытки некоторых литературоведов разделить поэзию на "масс-", "суб-", "контр-" и просто культуру, потому что убеждена в том, что только упрямое следование внутреннему чутью, собственным желаниям даст мне чувство удовлетворения от того, чем я занимаюсь.
По-прежнему вопрос о том, как поэт, писатель может зарабатывать на жизнь своим талантом остается для меня открытым. К счастью, у меня есть второе, не менее интересное направление деятельности - психологическое консультирование, позволяющее мне не таскать музу в офис, не прятать ее от начальства, не будить по утрам будильником и не катать в метро с двумя пересадками утром и вечером. В связи с кризисом остается только уповать на то, что жизнь не заставит заниматься тем, чем не хочу.
В планах - сборник короткой разножанровой прозы и спектакль. Мне нравится писать. И я думаю, что чем свободнее, "моее" я буду это делать, тем качественней будет результат. Оставаться собой не так и сложно, но иногда на сопротивление уходит очень много энергии, поэтому приходится учиться "фильтровать" чужие мнения, требования и дружеские советы. Эта наука мне дается с большим трудом, по-видимому, я, при всей своей гибкости мышления, пока не очень-то способна "не придавать значения" или "не обращать внимания". Все, с чем я контактирую, проходит через душу в полном объеме ее (души) вместимости. Я никогда не была похожа на носителя радости и оптимизма, "take it easy" не мое жизненное кредо, но только в последнее время я приобретаю некоторую мудрость, позволяющую мне двигаться дальше с меньшей и меньшей серьезностью по отношению к себе, своим настроениям, мыслям, выводам и чувствам. Меняется абсолютно все, и никакие планы и распорядки не вносят в жизнь ни стабильности, ни ощущения "накатанной колеи". Мне кажется, что суть свободы в храбрости, в риске, в готовности к неизвестному, в том, чтобы не цепляться за иллюзии того, что можно что-то построить раз и навсегда и иметь это до скончания века. Наверное, принять этот риск и научиться чувствовать себя комфортно в хаосе и непредсказуемости жизни - это сейчас моя некая внутренняя задача.
Я хочу поставить спектакль. Сделать это по тому же принципу, как и все предыдущее: "я так вижу, я так думаю, я попробую все сделать сама". Этот спектакль уже живет в моей голове совершенно цельным и самостоятельным объектом, я точно знаю, что и как я буду делать. Он будет коротким, красивым, необычным, сильным, глубоким и живым. Я выполню функции сценариста, режиссера, постановщика, стилиста, и даже актрисы. Лучшее во мне хочет оформиться в образы, текст, танец, голос и музыку, найти цвета, ритмы, интонации и точные слова. Мне хочется передать дух, то самое абстрактное, голос которого я слышу в себе, и что, вероятнее всего, ведет за руку или дает пинка под зад для ускорения, когда мне хочется сложить руки.
Я остро чувствую, что у меня не так много времени на лишнее, поэтому фразу из песни группы "Машина времени" о том, что "не стоит прогибаться под изменчивый мир", я трактую двояко. Под социум, безусловно, прогибаться не стоит. Но изменчивый мир - это не только люди и правила выживания, и уж тем более не законы успеха и эффективного самопиара. Я не формирую образ, моя задача остаться живой и открытой, честной и храброй. И это не трудно. И есть какие-то силы, спорить с которыми, наверное, нет смысла, ведь ничего особенно ценного и серьезного в моей воле или моих представлениях о жизни нет. Наверное, интереснее чувствовать связь с чем-то бОльшим, чем собственное эго, чем транслировать недозрелую философию, запутанную картину мира окружающим. Мои путешествия на Восток в одиночестве очень способствуют трезвому пониманию того, что мир не ограничивается Москвой, финансовым кризисом, отношениями и амбициями. Именно поэзия дает мне на данный момент лучшую магическую возможность быть проводником чего-то Настоящего. И я счастлива, что так много людей говорят мне "спасибо" за то, что я делаю. Это, действительно, большое и редкое счастье.