На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Крымская роза
Пластика - вот обаяние Аллы Божественной. Истинная красота в ее уайльдовском понимании была всем для Аллы Назимовой. Красота тела - изнурительные ежедневные упражнения, культ собственного тела до глубокой старости. Красота жизни - свою судьбу она лепила как Пигмалион Галатею. Красота в искусстве - каждую сцену отшлифовать до блеска: "Реальность - да, конечно. Но настоящая реальность скучна, в ней нет искусства, ее место на кухне и в прачечной. Игрой мы должны создавать иллюзию реальности".
Россия
Величайшая актриса и соблазнительница девушек Алла Назимова родилась в 1879 году, но начала жить лишь после того, как ей исполнилось 20. Дочь ялтинского аптекаря Аделаида Левентон училась музыке с семи лет. До развода с отцом ее мать успела переименовать малышку в Аллу - на всякий случай, мало ли что еще постигнет евреев... Когда умер отец, 17-летняя Алла смогла посвятить себя театру, против чего глава семьи восставал всей мощью своего авторитета.
Алла сходу поступила в Московскую актерскую академию, в класс самого Немировича-Данченко. Через три года за роль в выпускном спектакле она получила золотую медаль и поступила по МХАТ к Станиславскому. Тут же, прочитав роман Януша Корчака "Дети улиц", Алла обзавелась псевдонимом, взяв фамилию главной героини произведения - Надежды Назимовой.
Роли ее были незначительными. Маясь интригами, неудачными романами и недостатком средств, Алла решила уехать в провинцию. На гастролях в Костроме ее и настигла судьба...
В 1900 году экспрессивную девушку увлек красавец Павел Орленев - легенда русского театра. Это был, прежде всего, идеальный творческий союз, на который - как необходимость и уступка общественности - наложилась интимная связь. Орленев с первого взгляда признал в Назимовой гениальную актрису и сильную партнершу. Они с успехом могли бы заменять друг друга - оба маленькие, изящные и гибкие, с большими глазами, обрамленными длинными ресницами.
Вторые роли в Москве Алла променяла на звание примадонны провинциальных театров, которую из нее упорно лепил Орленев. Вдвоем они организовали труппу, с которой разъезжали по России, а в 1904 году получили разрешение на турне по Европе. Игра Назимовой сразила Берлин и Лондон, сборы превзошли все ожидания. Следующим пал Нью-Йорк: 23 марта 1905 года труппа Орленева давала первый спектакль в театре "Геральд Сквер". Такого Америка еще не видала! Колоритная пьеса Чирикова "Евреи", написанная по следам погромов, пришлась к месту: актуальная для того времени тема и блестящая игра дуэта делают их новостью номер один в главном культурном центре Штатов.
Америка
Возвращаться в Россию? Зачем? Успех принес столько денег, что Орленеву и Назимовой хватило на аренду театра в богатом Ист-Сайде. "Русский Лицеум" стал самым почитаемым местом в городе. Играли современную классику: Гоголя, Достоевского, Чехова, Ибсена. В течение 1905-1906 годов критики пребывали в хроническом восторге: Назимова - бесспорная звезда. Ее сравнивали с Элеонорой Дузе, пророчили блестящую карьеру. Однако американцы быстро пресыщаются. Толпе наскучило...
Завсегдатаями "Лицеума" остались нищие интеллигенты, он приносил все меньше прибыли и держался благодаря меценатам - в частности, госпоже Вандербильд, которая боготворила Назимову. Орленев пришел к выводу, что в Америке труппе больше делать нечего, но Алла была против. Она хотела сменить тактику и строила планы в Штатах, он же тянул любимую в Россию. Но холодная страна медведей ей не родина, а Павел - не любовь до гроба. Орленев сотворил звезду и теперь мог быть свободен...
Алла подписала новый контракт и взялась за изучение языка. 13 ноября 1906 года в театре "Прицесс" состоялся дебют уже англоязычной актрисы Аллы Назимовой. Зрители были в шоке: как писали газеты, "хрупкая русская превзошла всех нынешних любимцев публики", а ее "поразительная виртуозность сочеталась с твердым, ясным умом". Она изменила американскую театральную культуру приемами школы Станиславского и стала ведущей актрисой - пока лишь Нью-Йорка. Известность во всей стране она обрела лет через десять, устроив турне по Америке с антивоенным спектаклем "Невесты войны". Спектакль стал так популярен, что режиссер Герберт Бреннон решил сделать из него хороший фильм. Так актриса дебютировала в кино.
"Саломея" Аллы Назимовой
В 37 лет триумф Назимовой обрел новую форму. Киноиндустрия набирала обороты, Голливуд боготворил ее. Она получала невиданные контракты, по которым сама утверждала сценарий, актеров и даже режиссера! Суровую приму называли не иначе как "Мадам", и только очень близкие могли звать ее по имени. Минимальная сумма, с которой она соглашалась работать, - 13 тысяч долларов. В неделю. Правда, кое-кто поговаривал, что "ноги" успеха Назимовой растут из продюсерских постелей...
Но несмотря ни на что, ни Чехова, ни Ибсена Алла не могла продвинуть на экран. Ее характерная южная внешность идеально подходила для сентиментальных мелодрам типа "Игрушек судьбы", или "Красного фонаря", где она играла нервных "жертв любви". Алла ввела в кинематограф образ женщины-вамп. Она ненавидела эту муть, все эти километры примитивизма были намного ниже уровня великой актрисы. Мадам тяготилась "мылом" и мечтала о невозможном: совместить коммерцию и высокое искусство.
Тягу к эпатажу она удовлетворяла в быту. На Сансет-Бульваре актриса купила участок в полтора гектара, который назвала "Садом Аллы". Вокруг бассейна в форме Черного моря росли пальмы и собиралась богема. Гостям предлагали новые европейские фильмы и русские песни в исполнении хозяйки. Здесь Назимова соблазнила первую жену Чарли Чаплина, Милдред Харрис. Она почти не скрывала симпатии к юным девушкам, даже собирала посиделки для своих под кодовым названием "Кружок шитья". Соратницы помогали друг другу и поддерживали актеров-геев, устраивая показушные романы, чтобы уберечься от разоблачений. Сама Мадам побывала замужем за Рамоном Наварро, регулярно меняя любовниц.
Наташа Рамбова и Рудольфо Валентино
Самой значительной в кинопериоде Назимовой оказалась Наташа Рамбова, девушка на 18 лет моложе Аллы. Настоящее имя этой балерины и художницы, впоследствии крупного египтолога, - Уинфрид Шонесси. Когда по Голливуду поползли слухи, что Рудольфо Валентино предпочитает юношей, Назимова женила его на Джин Эйкер, а после того, как пресса извела "знаменитого любовника" подозрениями насчет фиктивности этого брака, за него вышла Рамбова. Тогда Наташу прозвали "мужем Валентино".
Свобода?
Волна популярности любовных картин когда-нибудь да стихает, и вот уже осмеивают то, что еще недавно было хитом... Слава Назимовой блекла, и актриса перестала сниматься, объявив, что будет участвовать лишь в экранизациях выдающихся произведений литературы. Она собиралась снимать фильм по скандальной "Афродите" Пьера Луи (античная история страсти с вкраплениями лесбийской любви и моментами мужской гомосексуальности, приправленная сценами богохульства, пыток и убийств). Однако студия "Метро" опасалась цензуры и предложила Алле снять что-нибудь помягче. Остановились на "Даме с камелиями", где партнером актрисы стал все тот же друг - Валентино. Но после съемок руководство студии решило избавиться от неуправляемой Назимовой и расторгло многолетний контракт.
На все свои сбережения Алла организовала собственную студию, где сняла два фильма, "Кукольный Дом" и "Саломею" с декорациями в стиле арт-нуво работы Наташи Рамбовой. Последний стал классикой кино, 42-летняя Назимова сыграла 14-летнюю принцессу! Внутренне она была совершенно готова к такому перевоплощению. Что касается внешности, то крупных планов лица оператор избегал, а грациозной фигурке Аллы мог позавидовать любой подросток. Это был театр пластики в кино, недаром актриса назвала свое творение "Пантомимой по мотивам пьесы Оскара Уайльда". Кульминационная сцена - знаменитый Танец семи покрывал.
Сегодня историки относят назимовскую трактовку пьесы к первым экспериментам абсурдистского искусства ХХ века. Но тогда зритель был не в состоянии оценить "Саломею" по достоинству. Прокат фильма не окупил и половины затраченных средств. Денег требовали и "Хуторок", поместье в штате Нью-Йорк, где Алла поселила бежавшую из России вдовую сестру с детьми, и оставшиеся в СССР мать и тетя. В отчаянии Назимова согласилась превратить "Сад Аллы" в отель. Связавшись с мошенниками, она потратилась на перестройку и была вынуждена продать участок, выручив копейки.
Назимова бралась за любые роли - и снова кино легкого жанра: "Уличная Мадонна", "Искупленный грех"... Не выдержав, она бежала в объятья театра и гастролировала по Европе с любимыми пьесами русских и английских классиков. Париж и Лондон в восторге, но денег не было все равно.
Бесконечность
Аллу спасла любовь из прошлого. Ева Ла Галлиен, актриса, с которой у Мадам когда-то был роман, держала "идиллистически-коммунистический "Гражданский театр в Гринвич-Виллидж", где собрала труппу лесбиянок крайне левых убеждений.
...Кому как не твоей бывшей знать, что утешит тебя лучше всего! И Ева ставит "Вишневый сад", пригласив Назимову на роль Раневской. Алла сыграла Чехова в комедийном ключе и произвела фурор. Здесь же Назимова обрела еще одно счастье: 19-летнюю актрису Глеску Маршалл. Малышка накрепко влюбилась в Мадам и оставалась с ней до последнего вздоха.
После ссоры с Евой актриса возвратилась в Нью-Йорк, подселившись в "Хуторок" к сестре и племяннице, которые не преминули поиздеваться над маленькой Глеской. Вот она, благодарность человеческая... Алла забрала подругу и переехала в Лос-Анджелес, где сняла квартиру в коттедже на территории бывшего "Сада Аллы".
В 1937 году у Аллы обнаружили рак груди. Операция избавила актрису от болезни, и, чтобы отвлечься, Назимова вернулась в кино. Второстепенные роли в ее исполнении в начале 40-х принесли успех многим фильмам: "Побег", "Мост через реку Сан-Луис", "Наше время"... Алла играла на радио, писала мемуары, читала лекции в колледжах. В 1944 году у Назимовой начались головокружения. 30 июня 1945 года она потеряла сознание и через три дня умерла от коронарного тромбоза.
Незадолго до смерти в письме к драматургу Мерседес Де Акоста, любовнице Марлен Дитрих, Алла написала: "Послушайся совета старухи: найди счастье и цель внутри себя. Не надейся, что их дадут тебе другие".
Танец Саломеи
Ирина Аленина Журнал "Один из нас", № 35 Иллюстрации retroking.tumblr.com, silentlondon.co.uk, russianmemory.com Опубликовано Lesbi.Ru 11 мая 2012 года
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".