Сериал "The L Word" закончился. Совсем. И в этой связи создательница легендарного телепроекта Илейн Чейкен поговорила с журналистами о том, что будет после завершения этой лесбийской саги, поразмышляла о стремительном взлете карьеры политической обозревательницы Рэйчел Мэддоу, о "женской "Горбатой горе", а также о том, что ждет одну из героинь сериала в тюрьме.
В течение шести сезонов зрители американского телеканала Showtime, который снимал и транслировал "The L Word", плевались ядом в адрес героини по имени Дженни Шектер (ее роль исполнила актриса Мира Киршнер). Она была словно специально создана для того, чтобы ее ненавидеть, - пока Дженни не погибла. Ее труп обнаружили в бассейне в самом начале последнего сезона. Так финал сериала превратился в детективный роман. А сам сериал - в наиболее продолжительный проект в истории телеканала, благодаря которому о многогранности лесбийского сообщества стало известно широкой публике. Точно так же, как "Близкие друзья" ("Queer As Folk") в свое время широко открыли дверь перед пока немногочисленными гей-проектами на телевидении, "The L Word" заложил основу для лесбийских программ подобного рода.
А у истоков этого стояла Илейн Чекейн, автор сценария и исполнительный продюсер сериала, затронувшего огромное количество проблем, волнующий лесби-сообщество: от армейской политики "не спрашивай, не говори", согласно которой открытые гомосексуалы не имеют права служить в Вооруженных силах, до трансгендерности и рака молочной железы. Не говоря уже о вопросе, который так волновал далекое от темы население: чем же лесбиянки занимаются в постели?
Чейкен не раз критиковалась поклонниками за неожиданные повороты сюжета, которых от нее меньше всего ожидали, но когда речь заходила о том, что именно благодаря ей лесбиянки стали более понятными зрителю, все были едины во мнении: здесь с этой женщиной вряд ли кто-то способен сравниться.
"Еще недавно все представлялось таким прогрессивным, а затем - голосование по восьмому предложению о конституционной поправке против гей-браков в Калифорнии... Судя по всему, нас - геев и лесбиянок - еще очень плохо знают. А сфера интертеймента - это та область, благодаря которой публика может узнать о каком-либо явлении лучше всего", - рассуждает Илейн.
Она - настоящий ветеран гей-шоу-индустри, поэтому с ней очень интересно разговаривать. Обо всем: почему она решила убить Дженни, что теперь станет с другими героинями, и почему продолжение сериала на широком экране переместится в женскую тюрьму.
- Давайте поговорим о выборе времени для демонстрации последнего сезона. Возможно, это и не очень умно с моей стороны, но мне кажется, что с точки зрения политической обстановки выдавать в эфир очередную порцию "лесбийского зрелища" именно сейчас было не самой лучшей идеей.
Илейн Чейкен: Когда мы пришли к выводу, что это будет последний сезон, мы, конечно, меньше всего думали о восьмой поправке. И о выборах тоже не думали, или о том, что у нас с приходом нового президента наметится прогресс в социальной сфере. Это было обоюдное решение - мое и руководства Showtime. Несмотря на то, что напрямую мы этого никогда не обсуждали, подспудно меня никогда не покидала мысль, какая же я счастливица: мой проект продолжается в течение пяти лет! Это настолько невероятно, что иногда хочется оглянуться назад и воскликнуть: неужели мы действительно все это сделали?
- Скажите, когда сериал задумывался, не было ли мысли снимать его исключительно для канала, ориентированного на гей-публику, например, LOGO?
Илейн Чейкен: Я хотела сделать его именно для канала Showtime [который не специализируется на ЛГТБ-аудитории. - прим Gay.Ru], поскольку у меня был огромный опыт сотрудничества с ними, и я прекрасно понимала, что имею дело с талантливыми руководителями, которые, к тому же, тонко чувствуют процесс. Если бы такое возможно было на канале HBO - я сделала бы проект для НВО. В любом случае, я хотела делать его на канале для всех. Это было для меня самым важным. Я стремилась снять сериал, который изменил бы отношение телевидения к гей-проектам, которое до некоторых пор оставалось неопределенным.
- Что вы думаете о том, что лесбийские персонажи сейчас постепенно исчезают из телесериалов?
Илейн Чейкен: Мне очень печально это сознавать. Когда в прошлом году я произносила речь во время церемонии награждения премией GLAAD Media Awards [премия, вручаемая ведущей ЛГБТ-организацией США GLAAD за достижения в области правдивого изображения гомосексуалов в СМИ, кино и на ТВ - прим. Gay.Ru], я действительно считала, что когда The L Word закончится, что-то другое придет ему на смену. Что этот сериал не станет единственным "лесби-озазисом" в пустыне. Думала, что мы, лесбиянки, будем представлены в телепроектах: возможно, и не в такой степени, как нам того хотелось бы - и на что мы продолжаем надеяться, - но что нам по крайней мере удастся передать эстафету. И что на телевидении отныне будет больше гей-сериалов, что мы не исчезли совсем, оставив тот же дефицит гей- и лесби-персонажей, который наблюдался на ТВ до нашего появления. Вот почему сейчас я очень встревожена. Я никогда не задумывалась о том, что "The L Word" во веки веков должен нести на себе этакое бремя единственного и неповторимого лесби-сериала, но сейчас мне грустно именно поэтому. И еще потому, что сейчас на телевидении мы, похоже, представлены в еще меньших количествах, чем шесть лет тому назад.
- Вот что любопытно. Недавно в "Нью-Йорк Таймс" была опубликована статья о ведущей новостной программы на кабельном телеканале, лесбиянке Джейн Велез-Митчелл, которая по популярности превзошла новостные выпуски таких известных каналов, как, к примеру, HLN, который является дочерней компанией Си-Эн-Эн. Кроме того, у нас появилась популярнейшая ведущая политического ток-шоу, открытая лесбиянка Рэйчел Мэддоу, которая прочно удерживает у экранов самую разношерстную аудиторию. Это что - тенденция?
Илейн Чейкен: Это действительно весьма любопытный факт: в культуре, которая все еще остается в значительной степени гомофобной, лесбиянки в роли телевизионных ведущих становятся звездами первой величины. Я думаю, сейчас мы находимся на пути культурных перемен, просто перемены эти происходят значительно медленнее, чем нам хотелось бы. Еще недавно мы почувствовали прогресс, затем - восьмая поправка, и мы на какое-то мгновение опустили руки, нам показалось, что мы проиграли битву. А теперь давайте сопоставим это со сферой развлечений, где геи и лесбиянки все еще недостаточно представлены. Думаю, что культура шоу-бизнеса сейчас отстает от культуры общества в целом. И то, как нас по-прежнему продолжают представлять во многих сериалах и кинофильмах, устарело по сравнению с тем, что происходит в действительности. В социальной же сфере нам, несмотря ни на что, стало проще жить, чем несколько лет назад.
- Мне известно, что публика часто критиковала актерский состав с точки зрения того, что одна актриса там красивее другой. И что в реальной жизни так не бывает. Эти актрисы подбирались потому, что так велело руководство, или потому, что так вообще принято на телевидении? Параллельно с этим я думаю о неожиданном камин-ауте героини другого сериала, "Анатомия Грэй", по имени Брук Смит. Много было инсинуаций: дескать, актриса, исполняющая ее роль, недостаточно красива, и якобы именно поэтому ее из сериала убрали, пригласив на роль бисексуалки другую актрису, более привлекательную.
Илейн Чейкен: Этот вопрос я вообще считаю лишним. Потому что изначально я собиралась делать коммерчески успешный проект, который ни в чем не уступал бы по качеству другим сериалам. И поскольку, как я уже сказала, мой продукт должен был быть не хуже, он обязан был сниматься по канонам коммерческого телевидения. Согласитесь, что врачи в сериале "Анатомия Грэй" выглядят несколько лучше, чем врачи в реальной жизни - те, с которыми нам доводилось сталкиваться в больницах. Возьмем другие сериалы: в них сплошь красавцы и красавицы. В реальной жизни окружающие не являются поголовно настолько же привлекательными. То же самое должно было относиться и к лесбиянкам из "The L Word". А почему, собственно, нет? Действительно, в течение двух первых сезонов мне постоянно приходилось слышать критику в адрес "красивости" актрис со стороны лесбиянок или лесбийских журналов - они упрекали меня в том, что это не соответствует действительности. Но обыкновенные СМИ не сказали по этому поводу ни слова. Через какое-то время критика угасла и со стороны лесбиянок. Думаю, что все поклонники сериала - и особенно лесбиянки, - сейчас наоборот наслаждаются красотой актрис, снимавшихися в этом проекте.
- Что вы могли бы рассказать о фильме, который собираетесь снимать в качестве продолжения сериала? Нам уже известно, что его главной героиней станет Элис (роль которой исполняет Лейша Хейли), что она попадет в тюрьму, и что в фильме будут задействованы такие актеры как Мелисса Лео и Фамке Янссен.
Илейн Чейкен: Мы хотели продолжить работу вместе - и попробовать что-то новое. У меня всегда было желание снять сериал о женской тюрьме. На самом деле, мне не хотелось бы называть это "женщина и тюрьма", потому что это немедленно вызывает ассоциации со всякими манерными комедиями, которые часто почему-то снимают на эту тему. Мне хотелось сделать проект о женской тюрьме, который был бы больше похож на правду. О реальных людях, жизнь которых полна драмы и мелодраматических отношений. Когда я поговорила об этом с руководством Showtime, Боб Гринблатт [президент департамента развлекательных программ телеканала] сказал, что ему очень нравится идея, и заинтересовался предполагаемым местом событий. Обычно я говорю, что это Бобу в голову пришла идея снять продолжение "The L Word" именно в такой атмосфере, но на самом деле это, скорее, была наша совместная мысль - мы подумали, что неплохо бы снять такой фильм после того, как завершится показ сериала. И развить в нем сюжеты, о которых успели рассказать в заключительном сезоне "The L Word". Кроме того, это был отличный повод показать своему зрителю, что мы его не бросили, не покинули, и что он действительно важен для нас.
- В связи с этим я начинаю предполагать, что убийцей Дженни является именно Элис... Хотя, с другой стороны, это может быть кто угодно - даже я сама. Влезла с сюжет и задушила ее.
Илейн Чейкен: Только не нужно ни на кого наговаривать! Во-первых, потому, что Элис может утверждать, что она невиновна, и виновной ее признают по ошибке. Кроме того, мне не хочется связывать две этих вещи как в своем сознании, так и в сознании зрителя: фильм и сериал. Несмотря на то, что фильм станет его своеобразным продолжением, мне сперва хочется повести черту под "The L Word". И если новый проект действительно удастся осуществить - мне бы хотелось, чтобы это была совершенно новая история. Я готова буду ее рассказать. Но для начала мне нужно узнать, действительно ли зрители остались довольны тем, как завершился сериал. Удовлетворены ли они финалом. Они счастливы, или носят траур.
- Тогда такой вопрос: можно ли предполагать, что в фильме Элис встретит знакомые уже нам лица?
Илейн Чейкен: Конечно, я буду надеяться на то, что так и произойдет. Думаю, что если Элис отправится в тюрьму - ни у кого не возникнет сомнений, что там ее станут навещать друзья. А что это за друзья - понятно: это все те же персонажи, все те же актеры из "The L Word", которых публика успела полюбить.
- Так что, это будет "лесбийская "Горбатая гора"?
Илейн Чейкен: Интересное мнение. Когда-нибудь я хотела бы сделать фильм по мотивам "The L Word", хотя, с другой стороны, есть и масса других лесбийских историй, о которых можно было бы рассказать в кино. Конечно, мне очень этого хочется. И еще я надеюсь, что, кроме меня существует немало других людей, заинтересованных в подобных фильмах. В полнометражной ленте рассказать историю гораздо сложнее, чем на телевидении. А гомосексуалы в коммерческих фильмах как правило по-прежнему выглядят достаточно жалко - за редкими исключениями. Сейчас мы отчаянно нуждаемся в правдивых показах. Но так уж получается, что заинтересованы в этих показах тоже в основном только мы, гомосексуалы. Потому что я не думаю, что сейчас любой среднестатистический представитель зрительской аудитории готов отправиться в кино - пусть даже это будет хорошее кино, - в котором присутствует персонаж-гей, или персонаж-лесбиянка. Если это не рвущая душу мелодрама, или не дурацкая комедия.
- Персонажи-геи в этом преуспели: парни всегда были на шаг впереди в этом отношении.
Илейн Чейкен: Да, они действительно всегда становятся первыми. И это - тоже своего рода продолжение культурной борьбы. Мы вовсе не ставим своей целью во что бы то ни стало их опередить. Но в некоторых случаях действительно опережаем - и кое-что у нас получается лучше.
- Последний вопрос: вы могли бы дать определение - что такое успех?
Илейн Чейкен: Я предпочла бы не давать определений успеху. Культурный голод - вот то, что меня интересует гораздо больше. Не успокаиваться, гореть, стремиться сделать что-то лучше, чем другие, заинтересовать большее количество людей. В какое-то мгновение можно почувствовать себя неудовлетворенным - и тут же испугаться. Потому что ты знаешь, что способен на большее.