Все, кто смотрел нетленку о гей-жизни "Близкие друзья" - а сегодня таких немало не только среди геев, но и среди натуралов, и особенно - натуралок, - помнят, что со второго сезона этого сериала герои начали кропотливую работу над комиксом "Рэйдж". У публики он пользовался неизменной любовью, поскольку персонажи "Близких друзей" представили в нем первого супер-героя-гея, который спасал от темных гомофобных сил жителей города Гееполис и ни в чем не уступал всевозможным супер-пупер-спайдер-и-прочим-мэнам. По этому комиксу даже фильм хотели снять, вполне серьезно рассуждая о том, кто исполнит роль Рэйджа - Брэд Питт, Том Круз, или Джонни Депп?
На самом же деле гей-комиксы существуют давно и в больших количествах - ими сегодня никого не удивишь, по крайней мере, в тех странах, где развиты гей-инфраструктура и гей-бизнес соответственно. Возникает вопрос: а лесбийские комиксы существуют? Ответ: еще как!
Пару лет тому назад американка Элисон Бечдел (Alison Bechdel) выпустила биографическую книгу под названием "Дом смеха" ("Fun Home"), которую влиятельный журнал "Time" назвал лучшей книгой 2006 года. Это была история девушки-лесбиянки и ее сумасшедшей семейки, которая владела похоронным бюро в одной из маленьких пенсильванских деревушек. Впрочем, многим имя Бечдел было известно и ранее, поскольку в течение 20 лет она рисовала комиксы о лесбиянках под названием "Dykes to Watch Out For".
Новый выпуск появлялся еженедельно и сперва печатался лишь в небольших студенческих газетах, приобретая все большую популярность. Дело здесь даже не в том, что героинями были лесбиянки - хотя и это тоже, - а в том, что в комиксах этих поднимались достаточно серьезные проблемы и освещались с сатирической точки зрения.
Историю своей компании лесбиянок Элисон Бечдел называет "наполовину редакционной статьей, наполовину - трансформированным романом Викторианской эпохи". Можно смело утверждать, что за последнее двадцатилетие "Dykes to Watch Out For" для нового поколения лесбиянок стал таким же знаковым явлением, как для их предшественниц - революционный лесбийский роман Риты Мэй Браун "Рубиновые джунгли".
Свой первый комикс Элисон нарисовала в 1983-м году. Это время сама она описывает так: "У нас не было "The L Word", не было открытых лесбиянок - ведущих ток-шоу. Не было открытых лесбиянок - дочерей кошмарного вице-президента. У нас был только фильм "Лучший счет" ("Personal Best"), и он нам нравился!"
В фильме речь идет о сложных взаимоотношениях между ведущей легкоатлеткой страны, гордостью национальной сборной Крис, ее тренером Терри и ее подругой Тори. Конечно, ничего откровенно лесбийского в этом кино не было - как-никак, сняли его в 1982 году, - но намеки определенного свойства прослеживались. А заменителем всевозможных культовых лесби-фигур, которыми сегодня Америка не то чтобы изобилует, но все-таки может похвастаться, стали для читательниц комиксы Элисон.
Каждая лесбиянка в этих комиксах - весьма реалистичный персонаж, со своим характером, своей судьбой, своей внешностью и, конечно же, своим именем. Есть полные и худые, молодые и постарше, черные и белые. И автор любит их как живых людей. Нет, она их обожает, в то же время постоянно подшучивая над героинями, поскольку считает, что справедливая критика тоже является формой любви.
Комиксы Элисон Бечдел появились в те годы, когда квир-сообщество остро нуждалось в противоядии, в том числе и против стереотипизации лесбийского образа. Стереотипы в отношении гомосексуальных женщин, ясное дело, были для них отнюдь не лестными. О лесбиянках вообще мало говорили, а если говорили - то как о людях с искореженными судьбами, угнетенных, психологически нездоровых, пребывающих в состоянии перманентной депрессии и напрочь лишенных чувства юмора. Поэтому, как пишет сегодня газета "The New York Times", сумасшедшие лесбиянки Бедчел - несмотря на все свои странные экспады и совершаемые порой нелепости, - выглядят более нормальными, чем кто бы то ни было. И более красивыми, кстати, тоже.