На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Лилли и Фелице: Любовь в эпоху Третьего рейха. Часть II
В разгар Второй мировой войны, в период массового уничтожения евреев в центре Берлина разыгрывалась необычная история любви между двумя женщинами. Одна из них была еврейкой, проживавшей по фальшивым документам. Другая - женой нацистского офицера, матерью четырёх детей.
Другая версия. Свидетельство Элинай Предски-Крамер
Фелице, январь 1944
Элинай Крамер, еврейка и близкая подруга Шрагенхайм, проживала в Берлине по фальшивым документам и работала в редакции National-Zeitung. Именно по её рекомендации туда поступила и Фелице. Элинай пережила войну. В 2003 году она дала интервью газете Frankfurter Rundschau. В нём она сделала неожиданное предположение о том, что доносчицей была никто иная как Элизабет Вуст. Во время последней с Фелице прогулки и их последнего поцелуя перед фотокамерой Лилли знала, что дома их ждёт Гестапо. На чём основывается эта, на первый взгляд, абсурдная версия?
Элинай Предски-Крамер (Elenai Predski-Kramer) не сомневается в искренности чувств Лилли к Фелице. Но она не уверена, что эта любовь была взаимной. Положение евреев-нелегалов в Берлине тогда было крайне опасным - пособники Гестапо выслеживали их повсюду. Элинай считает, что не из-за внезапно вспыхнувшей страсти, а из-за стремления выжить Шрагенхайм бросилась в объятия убеждённой нацистки Вуст: "Друзья Фелице, в том числе я сама, предостерегали её. Мы спрашивали: ‘Как ты смогла довериться жене солдата Третьего рейха, как можешь жить в доме с портретом Гитлера на стене?’ Она отвечала: ‘Лилли никогда не выдаст меня, хотя бы из-за того, что и её тогда арестуют как спасительницу еврейки’. Фелице думала, что держит ситуацию под контролем, но горько ошибалась. Скорее всего она просто устала от постоянного страха и волнений. Ей казалось, что в доме Вуст она нашла наконец покой и безопасность. И кроме того - немного любви и секса. Ей, как и другим евреям из нашего круга, было немного за двадцать. Мы не знали, сколько нам ещё осталось, в любой момент нас могли арестовать и уничтожить. Поэтому мы спешили взять от жизни как можно больше".
"Когда Фелице призналась Вуст, что она еврейка, мы, её друзья, пришли в ужас, - продолжает Элинай, - я видела в Лилли нацистку и не сомневалась в её антисемитизме. Но Фелице говорила нам, что не могла больше лгать, что ложь буквально сжигала её".
И далее об аресте и предательстве: "Эсэсовцы, арестовавшие Фелице, имели при себе её фотографию. Насколько я знаю, существовало три экземпляра этого снимка: один был у самой Фелице, другой у Вуст, третий - у одного доверенного лица. Это лицо абсолютно точно не могло быть информатором. Разумеется, и сама Фелице не стала бы доносить на себя. Получается, что только Вуст могла передать фотографию Гестапо. Доказательств у меня, к сожалению, нет. Но есть другие аргументы. Например, сама Вуст утверждала, что доносчицей была одноклассница Фелице, проживавшая в Вене. Это явно искусственное, надуманное объяснение".
Если предположить, что Элинай права, то какой мотив руководил Лилли? Почему она послала на смерть своего ‘возлюбленного Ягуара’?
Кадр из фильма "Эйми и Ягуар"
Вот, что думает об этом Предски-Крамер: "Эта необразованная недалёкая домохозяйка не представляла себе последствий своего доноса. Наряду с этим она предвидела, что её юная привлекательная подруга не останется при ней навсегда и покинет её после войны. И решила: если она не будет со мной, то пусть не достается никому. Я знаю наверняка, что Вуст так думала, поскольку однажды она сама это сказала".
"Не исключаю, что Вуст преследовала и материальные выгоды, - полагает Элинай, - за месяц до своего ареста Фелице завещала ей всё своё имущество. И Вуст поспешила этим воспользоваться. Ещё когда Фелице находилась в берлинской тюрьме, она перевозила к себе мебель, столовое серебро и меха, хранившиеся в разных тайных местах. (Об этом рассказывает и Эрика Фишер в своей книге.) Никто не преследовал её за присвоение еврейских ценностей. И вообще странно, что её не обвинили в укрывательстве еврейки. А после войны Вуст продала свой архив, предав публичности самые интимные детали своей связи с Фелице. При этом она отредактировала дневники так, чтобы никто ни в чём её не заподозрил".
И наконец, злополучная поездка Лилли в Терезиенштадт. Элинай: "В сентябре 1944-го она стала туда собираться. Все из нашего окружения знали, чем это может обернуться. Заключённому концлагеря, к которому приезжали посетители, не имеющие на то особого разрешения, грозила смертельная опасность. Мы неоднократно предупреждали об этом Вуст, но та настаивала: я должна доставить Фелице зимние вещи! Я стояла перед Вуст на коленях, валялась у неё ногах, умоляя отказаться от этой чудовищной затеи. Но она всё же поехала и тем самым погубила Фелице. Вскоре её сослали в Освенцим, откуда она уже не вернулась".
Жизнь после
Лилли, лето 1944
Права ли Элинай Предски-Крамер? Кому верить - ей или Элизабет Вуст, утверждавшей, что Фелице была для неё смыслом жизни, единственной любовью? Возможно ли, что как раз безмерная любовь толкнула её не предательство? И главное: почему она поехала в Терезиенштадт, зная, чем это грозит её возлюбленной? Об этом Лилли молчит в своих дневниках, письмах и интервью. Она рассказывает о другом: об отчаянии и горе после ареста Фелице. О том, как она ждала её возвращения и постепенно теряла надежду. О своей дальнейшей жизни без Фелице.
Элизабет Вуст: "Она поцеловала меня в лоб на прощание, и офицеры Гестапо увели её. Я совершенно сломалась, впала в оцепенение. Лишь через несколько часов я пришла в себя. У меня не было другого выхода: дети звали меня и плакали. Они не понимали, почему Фелице исчезла. ‘Она даже не попрощалась’, - кричал Эбенгардт. У меня буквально разрывалось сердце. Лола (подруга, временно проживавшая в доме Лилли) пыталась меня успокоить. Вдруг она вспомнила, что в шкафу спрятаны бумаги Филице. И сказала: ‘Их надо немедленно уничтожить, иначе мы погибнем’. Мы всё сожгли.
Я верила, что Фелице вернётся. После войны долго пыталась найти её, писала письма в разные инстанции. Ответа не получала, но продолжала ждать. В феврале 1946 года я узнала, из газет, что узниц Гросс-Розен переправили в Берген-Бельзен. И вот теперь на пути, по которому они следовали, в стоге сена, нашли около семисот женских трупов. Я подумала, что Фелице могла быть среди них. С тех пор я престала надеяться. Я была очень одинокой. Я работала, но ни с кем не сходилась близко..."
Зимой 1945 года Лилли приютила в своей квартире трёх евреек, за что её наградили Федеральным Крестом за заслуги перед родиной. После войны она хотела перейти в иудаизм, но еврейская община не приняла её. (Примечательно, что младший сын Вуст, Эбенгардт, позже принял иудаизм и эмигрировал в Израиль). Лилли пыталась устроить свою личную жизнь. В 1950 году она вышла замуж - не по любви, а из-за одиночества и желания дать сыновьям отца. Брак продлился три с половиной года, муж оказался диктатором и тираном. Первый супруг Лилли погиб в последние месяцы войны, но поскольку с ним она развелась, то не считалась вдовой солдата и соответственно не получала пенсии. Она работала уборщицей, заботилась о детях. Жила замкнуто, общаясь только со своими родителями. Дважды пыталась покончить собой: в 1949 и 1953 году.
В 1997 году 83-летняя Элизабет Вуст вспоминает о своей любви с прежней страстью и нежностью: "Фелице ушла совсем молодой, а ведь она так любила жизнь. И мы действительно жили тогда - полно и интенсивно. Мы планировали вместе воспитывать детей и никогда не расставаться. А теперь у меня остались лишь её книги и фотографии. Никто не смог заменить мне её. Можете считать меня сумасшедшей, но она всегда со мной. Когда я иду по улице, она рядом. У нас было только восемнадцать месяцев, но это был подарок судьбы. Поэтому я счастлива несмотря на моё горе. До сих пор, по сей день".
Элизабет Вуст умерла 31 марта 2006 года, в берлинском доме для престарелых, в возрасте 92 лет.
Использованная литература:
1. Documentary Love Story Berlin 1942, by Catrine Clay, 1997 2. Der Frankfurter Rundschau vom 7.1.2003, Katharina Sperber "Schmerzhafte Erinnerungen einer Uberlebenden", Interviews mit Elenai Predski-Kramer 3. Erika Fischer "Aimee & Jaguar", Eine Liebesgeschichte Berlin 1943, 2002, by Verlag Kiepenheuer&Witsch, Koln
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".