Что бы ни происходило в мире - "войну полов" никто не отменял. И на ее фоне мужчин и женщин продолжают рассматривать по-разному. Так, женщину, у которой не было партнера, по-прежнему называют "wallflower" - "желтофиолью", "настенным растением": в американском сленге имя этого цветка употребляется как характеристика дамы, которая столь нехороша собой, что не пользуется успехом у квалеров. Если же речь заходит о мужчине, у которого нет партнерши, здесь все просто: значит, еще не встретил подходящую.
"Старый холостяк" и "старая дева" - понятия неравноценные. Однако в последнее время все активнее о себе заявляют те "дамы без кавалеров", которых ни желтофиолями, ни старыми девами не назовешь. И именно их все больше и больше ценит Америка, если эти дамы добиваются значительных высот. Конечно же, речь идет о лесбиянках.
Будем смотреть правде в глаза: о лесбиянках в обществе говорят гораздо реже, чем о геях. С этой точки зрения их положение в гей-культуре может считаться чем-то вроде зеркального отражения оценки гетеросексуальных женщин в культуре общечеловеческой. И там, и здесь женщинам отводится второстепенная роль. До недавних пор именно так и происходило: лесбиянки были этакими "желтофиолями" гей-сообщества, ожидая своего момента. Который постепенно наступал: появились Эллен Де Дженерис и Рози О'Доннелл, лесбиянки громче заговорили о себе - а заодно и о других женщинах, - долгое время оставаясь двигателем и мотором феминистского движения. Это дало результаты, но в целом в социуме сдвинуть глыбу с места оказалось не так уж просто. Лесбиянством как явлением заинтересовались молоденькие любопытные особы, в результате чего появился термин LUG (lesbian until graduation), то есть девушка, которая заявляет о себе как о лесбиянке ровно до того момента, пока не закончит колледж. Когда же юная пташка выпархивает за его ворота, все ее "лесбиянство" как рукой снимает: барышня благополучно выходит замуж и даже думать забывает о том, что когда-то кокетничала с однополостью. "Честно говоря, я редко задумываюсь о таком явлении как лесбиянство", - говорит мне друг-гей.
Действительно - кто думает о лесбиянстве? Кому это вообще интересно?
Наверняка, происходящему можно найти объяснения, если глубже копнуть. Красота истинных лесбийских отношений никогда не возвеличивалась в такой же степени, как красота отношений между двумя мужчинами. Мужская гомосексуальность, несмотря на свою табуированность, была априори связана с такими понятиями как молодость, прекрасное тело - своего рода стереотип, во многом соответствующий действительности и берущий свое начало еще в Древней Греции. Лесбиянки же до недавних пор рассматривались публикой, скорее, в порнографическом контексте, и ориентирован он был на гетеросексуальных мужчин. Некий эфемерный идеал гея можно себе представить, а вот если спросить у обывателя об "образе идеальной лесбиянки" - он, пожалуй, призадумается.
Вокруг "любви, не смеющей назвать своего имени", всегда существовала некая трагическая аура, которая многих подкупала. Вспомнить хотя бы "Смерть в Венеции" Томаса Манна, или судьбу опального Оскара Уайльда, а также другие бесчисленные литературные триумфы и драмы. Но когда дело доходит до любви двух женщин, которая тоже не осмеливается назвать своего имени, в мозгу обывателя возникают либо уже упоминавшиеся порнографические картины с сисястыми блондинками, либо два непривлекательных создания мужеподобного вида, которым приходится заниматься этим друг с другом лишь потому, что на них не обращают внимания самцы.
А теперь попытаемся окинуть взором последние десятилетия и проследить за тем, как изменилось представление о "лесбийском шике" за это время. В конце 80-х лесби-иконой стала канадская певица k.d. lang, совершившая камин-аут одной из первых на сцене. Она носила мужские костюмы и короткую стрижку, а ее андрогинное лицо способствовало тому, что некоторые пытались принять ее за мужчину и лишь потом понимали свою ошибку. Иными словами, k.d. lang - это стопроцентный буч, и с этим вряд ли кто-то поспорит. Сегодня перед публикой предстают лесбиянки совершенно иного типа. Например, героини сериала "The L Word", который часто обвиняют в том, что все его персонажи неправдоподобно красивы. Или приснопамятная Линдси Лохан - длинноволосая и длинноногая голливудская актриса. В последнее время все более заметным лесби-типажом становится так называемый "липстик" (от слова "помада") - то есть лесбиянки, которые внешне ничем не отличаются от любой другой женщины. Более того: они пользуются косметикой, красят губы и ресницы и ведут себя "в соответствии со стандартами", из-за чего окружающие часто обманываются. Очарование таких дам заключается в том, что они способны "подражать языку сексуальной нормы", и в то же время абсолютно ей не оответствуют.
С уверенностью можно констатировать: у лесбиянства сегодня появляется собственное очарование. Лесбиянок перестают делить исключительно по принципу "буч" и "фэм" и больше не рассматривают как девушек, которым хотелось поразвлечься в студенческом кампусе, и которые забыли об этом сразу же после того, как его покинули. Сегодня в США главная лесби-икона - это Рэйчел Мэддоу. Абсолютно самодостаточная, умная, обладающая огромным чувством юмора телеведущая, которая на своих плечах вытащила рейтинг целого кабельного канала и умудрилась не растерять аудиторию даже после того, как в стране схлынула "президентская волна", и политика для рядового гражданина стала не столь интересной вещью, как во времена предвыборной кампании.
Рэйчел, несомненно, буч. С одной стороны, она не похожа на "девчонку, живущую по соседству", но с другой - взгляните на нее! Она не грубая мужиковатая "лесба", а очень элегантный, привлекательный персонаж. И хотя сама Рэйчел утверждает, что мало задумывается о том, как она выглядит, - она невероятно телегенична. Конечно, перед тем, как появиться перед камерами, к услугам стилистов прибегают все. Даже бучи. И Мэддоу не исключение. Но стиль для нее подобран в полном соответствии с ее натурой: макияж почти незаметный, "естественный". Это не боевая раскраска, а полутона, подчеркивающие красоту ее глаз. Стрижка - короткая, но тщательно уложенная. Костюмы - почти мужские, но очень стильные. Очки в модной оправе. Она не стремится к любви представителей мужского пола, но, тем не менее, завоевывает ее - точно так же, как и любовь гетеросексуальных женщин.
Салли Хершбергер, известная стилистка, работающая со звездами, считает Мэддоу "потрясающе харизматичной личностью" - и харизма ее настолько велика, что людей совершенно не интересует, лесбиянка она, или нет. Единственная вещь, которая напоминает публике об этом - ее стрижка: волосы Рэйчел слишком коротки по сравнению со "стандартом прически" для американских женщин-телеведущих. Это бросается в глаза. Но на вкус и цвет товарищей нет: главное, что публика воспринимает Мэддоу такой, какая она есть, и в большинстве своем откровенно от нее балдеет. Поэтому - добро пожаловать в новую эру лесбийского очарования. Похоже, что, страдая по Рэйчел, многие теперь рискуют умереть, так и оставишь "желтофиолями".
Рэйчел Мэддоу рассказывает о приготовлении своего любимого коктейля (на англ. языке)