Настоящие имя и фамилия: Ни Карин Джонсон. Родилась в 1949 году в одном из "черных" кварталов Нью-Йорка. С восьми лет начала выступать в детском театре Элен Рубенстейн. В конце 60-х годов примкнула к движению хиппи. Считалась безнадежной наркоманкой, с большим трудом избавилась от этого порока. Большую часть жизни существовала благодаря вэлферу (системе социальной помощи). В 1974 году получила роль в "Репертори тиэтр" (Сан-Диего), затем перешла в "Блэк стрит тиэтр" (Сан-Франциско). По-настоящему прославилась в 1983 году, когда показала "Шоу привидений", в котором создала шесть разнообразных женских характеров - от нищенки до миллионерши.
В 1985 году Вупи Голдберг узнала, что Стивен Спилберг приступил к экранизации ее любимого романа "Цвет лиловый". Она написала письмо автору - Элис Уокер - и попросила замолвить за нее словечко. Так она получила главную роль - Селии Джонсон, черной женщины, вся жизнь которой прошла в семейном рабстве. В конце концов, она нашла в себе силы распрямиться и выступить против диктата мужа. Поскольку действие охватывает два десятилетия в жизни героини, было важно найти яркий внешний рисунок роли, который бы наглядно показал свершившиеся изменения. И здесь Вупи Голдберг продемонстрировала чутье и мастерство зрелой драматической актрисы. Работа была выдвинута на соискание премии "Оскар", и это тем более важно, что по природе своего дарования Вупи Голдберг, скорее, характерная актриса. С ее ужимками, гримасами, нелепыми жестами она просто создана для комедии. Что выразительно подтверждается лентами: "Джек-попрыгунчик" (1986), "Взломщица" (1987), "Телефон" (1988), "Мыльница" (1991). В "Джеке-попрыгунчике" она изображает оператора компьютерной банковской сети Терри Дулитл, случайно приобщенную к тайнам британской разведки. Все нелепо в этой женщине, начиная с костюмов и кончая квартирой, которую она подметает огромной зубной щеткой. В моменты сильнейшего волнения Терри забывает все приличные слова и потрясает окружающих своим сквернословием. Полицейский комиссар, на которого она выливает ушат ругательств, говорит в оторопи: "Да твой язык нужно вычистить железной щеткой", - и получает в ответ новую обойму ругательств.
Нелепая, некрасивая, сквернословящая, абсурдно одетая, но при этом добрая, чистая, целеустремленная - такой предстает Вупи Голдберг в фильме "Джек-попрыгунчик", и эти качества составляют пленительную сущность созданных ею характеров, необыкновенно симпатичных и милых, несмотря на кажущуюся внешнюю грубость и горячность. Комедиями были и фильмы "Взломщица", в котором она сыграла мошенницу, чудом избежавшую причастности к "мокрому" делу, и "Телефон", где предстала в облике эксцентричной актрисы, чья жизнь тесно связана с телефоном.
Однако дело не ограничилось комедиями. Вупи Голдберг расхрабрилась настолько, что рискнула появиться на экране в роли полицейского ("Смертельная красотка", 1987). Эта лента показывает страшную реальность с ее преступлениями, алкоголизмом и наркоманией, среди которых проходит жизнь многих обитателей черного гетто. Офицер отдела по борьбе с наркотиками Рита Риззоли оказывается в эпицентре этой борьбы. Она виртуозно пользуется всеми видами оружия, свирепое выражение не сходит с ее лица. Несмотря на брутальность и схематизм этой ленты, с ее помощью Вупи Голдберг способствовала появлению на американском экране нового типа чернокожей женщины, способной на равных существовать в сугубо мужском, разрываемом жаждой соперничества мире. Правда, в ленте "Сердце Клары" (1988), снятом вслед за "Смертельной красоткой", Голдберг исполнила традиционную роль доброй негритянки, принявшей на себя заботу о беспомощной белой семье.
В 1991 году Вупи Голдберг получила свой первый "Оскар" - за роль Одо Мей Браун в фильме "Привидение". Это, как говорится, роль второго плана, но Голдберг располагается в фильме с такой обстоятельностью и уютом, что оттесняет на задний план главных исполнителей. Трудно соперничать с актрисой, обладающей такими выразительными мимикой, жестами, походкой. Тем более что сценарий открывал немало возможностей для эксцентрики, особенно там, где ясновидящая общалась с духами или разыгрывала из себя наследницу многих миллионов.
Совершенно по-новому сумел увидеть героиню Були Голдберг русский режиссер А. Михалков-Кончаловский. В фильме "Гомер и Эдди" он представил ее в образе дикой, неуправляемой негритянки, из-за опухоли мозга обреченной на скорую смерть. Этот фильм еще раз показал, как велик диапазон возможностей этой удивительной комедиантки, сумевшей сохранить свой индивидуальный стиль. На Каннском кинофестивале 1992 г. большой интерес вызвали фильмы: "Серафина", где В. Голдберг играла заглавную роль, и "Игрок" Р. Олтмена - ее интересный персонаж второго плана.
Голливудские боссы знают, каким сокровищем является эта некрасивая, но удивительно талантливая немало сделавшая для утверждения на экране нового типа черной американки, как привлекательно ее имя для зрителей вне зависимости от их расовой принадлежности. Она обладает правом самой выбирать роли, даже вносить кое-какие изменения в сценарий. Так появился фильм "Шоу сестер" (1993), где Голдберг сыграла певицу, перевернувшую жизнь целого монастыря.
В настоящее время Вупи Голдберг живет в Калифорнии вместе с дочерью Александрой и другом Эдди Голдом, кинооператором.