<<< Продолжение. Начало 28 ноября
За более чем двести лет существования феминизма как идеологии и школы научной мысли было разработано такое разнообразие концепций и подходов, что люди, хорошо знакомые с феминизмом, часто шутят: феминизмов столько же, сколько и феминисток. Давайте поговорим об основных направлениях феминизма.
Первое кардинальное направление феминистской теории - это либеральный феминизм, основанный на идеях либерализма и демократии. Его появлению мы обязаны суфражисткам - женщинам, которые боролись за то, чтобы женщины получили право голоса (от слова suffrage - выборное право). Их борьба продолжалась с конца XVIII до начала ХХ столетия (этот период описывают как Первую волну феминизма). Однако даже в некоторых странах Европы законы, позволявшие женщинам принимать участие в выборах, были приняты только во второй половине ХХ столетия. Согласно убеждениям суфражисток, если женщины получат право голоса, они смогут выбирать на позиции во власти тех политиков, которые будут отстаивать их интересы.
Движение суфражисток возникло параллельно в Великобритании, США и Франции и распространилось по всему миру, в том числе и на Российскую империю. Дискуссия о так называемом "женском вопросе" была одной из центральных в интеллектуальной жизни российской интеллигенции и разночинцев. Главная идея либерального феминизма заключалась в том, что законы должны предусматривать для женщин такие же права и возможности, как и для мужчин. Суфражистское движение развивалось в тесной связи с аболиционизмом, или движением за отмену института рабства (однако чернокожим мужчинам право голоса было предоставлено на 60 лет раньше, нежели женщинам - белым, или черным). Как говорила выдающаяся американка Абигайл Адамс (жена второго президента США Джона Адамса), женщины не должны подчиняться законам, в принятии которых они не принимали участие, и которые не учитывают их интересов. Это направление феминизма по сей день является самым распространенным и самым влиятельным.
Именно эту форму феминизма часто называют "сознательным", или "разумным" феминизмом, акцентируя внимание на том, что женщины уже давно получили все права, и бороться больше не за что. Однако во времена борьбы суфражисток за право голоса их считали сумасшедшими и мужчины, и женщины. Их высмеивали, арестовывали, а при попытках объявить голодовку в знак протеста насильно кормили, что порой заканчивалось пробитым пищеводом и смертью женщины.
Либеральный феминизм.
Центральный вопрос: равенство прав и обязанностей.
Центральная сфера внимания: юридические отношения.
Правда, точно так же, как законодательная отмена рабства не защитила бывших рабов от сегрегации, притеснений и эксплуатации, так и предоставление женщинам права голоса - всегда и везде завоеванное в тяжелой и продолжительно борьбе с лидерами и законодателями-мужчинами - не стало волшебной палочкой: возможности женщин расширились, но дискриминация и угнетение никуда не исчезли. Как пример этого можно вспомнить положение женщин в Советском Союзе после Октябрьской революции. Мы привыкли верить, что все права советским женщинам дала именно советская власть, но женщины получили право голоса в результате собственной продолжительной борьбы - именно массовые выступления женщин с требованиями права голоса стало началом Февральской революции, вскоре после которой Временное правительство издало закон, согласно которому женщины могли принимать участие в выборах. Собственно, советская власть использовала наработки российских феминисток, но не для того, чтобы освободить женщин от ежедневного и постоянного угнетения, а для того, чтобы шире и активнее использовать их как рабочую силу. Следствием этого стала так называемая двойная занятость - работа для заработка и бытовое обслуживание семьи, которое в условиях плановой экономики и постоянных дефицитов всего было само по себе крайне сложным заданием. На бумаге равные мужчинам во всём, советские женщины не имели доступа к принятию решений и настоящей власти, при том, что ни по уровню образования, ни по профессионализму они мужчинам не уступали.
Александра Коллонтай
Следующим большим направлением феминистской мысли стал марксистский (или социалистический) феминизм (на самом деле, это - два направления, однако они имеют много общего) - в рамках которого ущемление женщин рассматривалось в понятиях марксистской классовой теории. К его разработке приложили руку именно российские феминистки - в частности, Александра Коллонтай, почти забытая у нас, но хорошо известная и уважаемая за границей, особенно в странах Скандинавии. Центральной идеей этого направления является классовая борьба и преодоление капиталистического способа производства, которая должна освободить от эксплуатации рабочих - и женщин в том числе. Во второй половине ХХ столетия одной из центральных проблем этого направления стал анализ домашней работы и ухода за детьми, стариками и больными - неоплачиваемого ежедневного труда женщин, который остается незаметным или игнорируется, но без которого невозможна ни эксплуатация рабочих капиталистами, ни воспроизведение населения. Немало современных левых (мужчин) на словах поддерживают освобождение женщин и даже называют себя феминистами, но не спешат взять на себя половину домашних обязанностей и продолжают пользоваться теми преимуществами, которые им обеспечивает в условиях патриархата принадлежность к мужскому полу (или за счет мамы: бесплатное бытовое обслуживание, или за счет подруги или жены: то же самое, плюс секс), что высвобождает им время на высоколобые беседы об эксплуатации рабочих. Соответственно, теоретики марксистского феминизма настаивают, что борьба против капитализма, которая игнорирует эксплуатацию женщин мужчинами в семье, является в лучшем случае наивной, а в худшем - лицемерной.
Марксистский / социалистический феминизм.
Центральный вопрос: классовая борьба.
Центральная сфера внимания: сфера труда - оплачиваемого и неоплачиваемого.
И тут мы переходим к самому ужасному из всех известных человечеству феминизмов - феминизму радикальному. В названии этого направления слово "радикальный" означает не степень преданности феминистским идеям (и не стремление уничтожить мужчин как класс, как это порой предлагают понимать антифеминисты); слово "радикальный" (от латинского radix - "корень") означает стремление найти корни ущемления женщин, ведь прочие направления феминизма по сути работают с последствиями такого ущемления.
Главная идея радикального феминизма - что мы живем в условиях патриархата: системы властвования мужчин над женщинами. В рамках этой системы мужчинам принадлежат политические, экономические и военные ресурсы, и за счет солидарности между собой мужчины контролируют продуктивную (рабочую) и репродуктивную силу женщин (а также их сексуальность как часть репродуктивной сферы и как часть идентичности), и продукты их труда. Для удержания такого контроля мужчины используют двойную мораль - когда одни и те же действия оцениваются по-разному в зависимости от пола человека. К примеру, относительно сексуальности двойная мораль подразумевает для мужчин, которые имели секс с большим количеством партнерш, оценку "мачо", "жеребец", "крутой", а для женщин, у которых было много сексуальных партнеров, оценку "шлюха", "проститутка" - с соответствующими последствиями.
Патриархат является всепроникающим и существует и поддерживается на всех уровнях - от правительства до рынка труда, от социальных институтов до каждой отдельной семьи. Соответственно, начинать оказывать сопротивление ему необходимо с каждого отдельного человека: ставить под вопрос те роли, которые культура приписывает нам на основе нашего пола, класса, цвета кожи, религии и других социальных параметров, в частности, нормы сексуального поведения. Понятно, что это относится как к женщинам, так и к мужчинам.
Радикальный феминизм.
Центральный вопрос: сексизм и мизогиния.
Центральная сфера внимания: патриархальное устройство общества.
Основы этого направления заложила еще Симона де Бовуар своей книгой "Второй пол", в которой она проанализировала господствующие в западной культуре мифы о том, какой якобы является женщина (которые на самом деле описывают, какой она должна быть, чтобы оставаться максимально удобной в использовании для мужчин), и представления, на которые эти мифы опираются, в частности, представление о мужчине как о норме человека, а женщины - как об отклонении от этой нормы (о чем, кстати, прямым текстом говорили мужчины-философы от Античной Греции и аж до времен Просвещения). Сравнение с мужчиной для женщины является похвалой - например, "у нее мужской ум", или "баба с яйцами". Сравнение с женщиной для мужчины является унижением и позором. Как следствие - любые виды деятельности, приписанные культурой мужчинам, становятся престижными и важными, а то, что должны делать женщины, воспринимается как вторичное, что не требует ни знаний, ни усилий. Таким образом очень легко обесценивать работу женщин - как культурно, так и финансово, и не имеет значения, идет ли речь об оплачиваемом труде, или о домашних обязанностях, что значительно упрощает принуждение женщин к обслуживанию мужчин - бытовому, сексуальному, эмоциональному. С другой стороны, в таких условиях мужчины с детства растут с убежденностью, что они от природы лучше, умнее, сильнее, а потому имеют право на удовлетворение своих потребностей за счет других, и они в праве этого не только ожидать, но и требовать, или просто к этому принуждать. Соответственно, одним из инструментов, которым в условиях патриархата женщин принуждают к покорности, является насилие вообще и сексуальное насилие в частности, или его угроза.
Правда, для мужчин нежелание или отказ следовать принятым в обществе нормам мужского поведения может точно так же стать причиной карательных санкций - от простого неодобрения до обвинения в "превращении в бабу", а в жизни с человеком не может произойти ничего более ужасного, чем "быть бабой".
Предвзятое отношение к женщинам называется сексизмом, а пренебрежение и ненависть к женщинам называется мизогинией. Именно сексизм и мизогиния оправдывают в глазах и мужчин, и общества эксплуатацию женщин и их униженное положение. Женщины как угнетаемая группа усваивают господствующие в культуре представления о себе, и поэтому мизогиния среди женщин не менее распространена, нежели среди мужчин.
Собственно, необходимость анализа таких культурных норм и представлений стала насущной уже после Второй мировой войны, когда стало очевидно, что одна лишь законодательная фиксация равных прав и обязанностей - и даже образование - ни коим образом не гарантирует равного доступа к ресурсам и возможностям. Однако первые тексты радикального феминизма появились на гребне Второй волны феминизма, конец 1960-х - 1970-е годы. Среди наиболее важных текстов того периода следует отметить книгу Кейт Миллет "Сексуальная политика", в которой она первой предложила использовать понятие патриархата для анализа культуры, а также работу Шуламит Файерстоун "Диалектика пола", в которой она рассматривает биологическую способность женщин вынашивать и рожать детей и кормить грудью как причину их подчиненного положения. Именно с того периода начинается формирование и развитие гендерной теории как инструмента для анализа разнообразных и изменчивых культурных явлений о "настоящих" мужчинах и женщинах, а также отношений между мужчинами, женщинами и властями.
Именно тогда за счет революционного потенциала радикального феминизма начинают появляться кафедры женских исследований, а феминистский подход получает академическое признание и распространяется как новая научная парадигма.
На сегодняшний момент, когда речь заходит о теоретических наработках, радикальный феминизм является самым влиятельным из всех направлений феминизма, а значительная часть разработанных в его рамках понятий и концепций используется и за пределами феминизма.
Правда, сторонникам патриархата (они часто называют себя защитниками традиционных ценностей) абсолютно наплевать, либеральная вы феминистка, радикальная или социалистическая. В условиях патриархата любая женщина, которая ставит под сомнение свое предназначение обслуживать мужчину, становится опасной, а потому подлежит немедленному осмеиванию и унижению. Хорошо, что у нас за феминистические взгляды не арестовывают - по крайней мере, пока.