В один из весенних вечеров Элли Конант заходит в бар "Стоунволл", быстрым взглядом оценивает обстановку, закатывает рукава рубашки, вооружается кием и резким движением разбивает шары на бильярдном столе. Стайка юных лесбиянок оживленно шепчется в сторонке, поглядывая на нее и обсуждая, до чего же хороша эта девушка, чьи желтоватые тени для век отлично сочетаются с ее короткой стрижкой ежиком того же цвета.
"Я - буч, - безапелляционно заявляет Элли в разговоре. - Когда я иду по улице, люди видят именно буча в мальчишеской одежде и с короткими волосами. Поэтому я иногда подкрашиваю глаза карандашом и тенями - не только для того, чтобы меня не путали с парнем, но и потому, что мне это нравится. Я знаю, что хорошо выгляжу".
Ее совсем не назовешь женственной. Нет - Конант продолжает утверждать, что она - буч. И это похоже на правду. Особенно в свете того, что сегодня в США бучи снова "входят в моду". Но совершенно в ином варианте, нежели то, что наблюдалось раньше, когда бучами могли считаться лишь мужеподобные дамы в тяжелых ботинках, фланелевых рубашках и c ненавистью к мужчинам в глазах.
В последние годы в Америке самым распространенным лесбийским типом был так называемый "липстик", чему в немалой степени поспособствовали образцово-показательные красотки из лесби-сериала "The L Word". Но сейчас липстик постепенно уступает место новому типу буча, который сильно отличается от некогда привычного образа. Когда знаменитая фотография певицы k.d. lang и модели Синди Крауфорд украсила обложку журнала "Vanity Fair", сложилось стойкое впечатление о разделении лесби-пар по принципу "буч-фэм". На этой картинке женственная Синди "брила" k.d. lang, которая являлась олицетворением "классического буча". Тогда, в 1993 году, это отражало состояние лесби-культуры с ее определенными гендерными ролями, но сегодня они больше не работают. Поскольку сегодняшних бучей - таких как Рэйчел Мэддоу или Эллен Де Дженернис, - считают привлекательными и сексуальными не только лесбиянки, но и многие мужчины.
Здесь, в "Стоунволле" и других оазисах буч-культуры нью-йоркские лесбиянки снова становятся центром внимания. В течение долгих десятилетий бучи изображались как малопривлекательные, немодные и не слишком молодые, облаченные в садистского вида кожаную одежду мужеподобные существа. Лесбиянки разделяли себя по принципу "буч-фэм", поскольку в этом заключалась стратегия выживания, способ определить свои отношения. Но после бунта в "Стоунволле", которым знаменателен 1969 год, параллельно с тем, как от следования стереотипам отказывались геи, лесбиянки также начали отходить от своих "ролевых игр", а бучи перестали напоминать "клон мужика" и стали тяготеть к андрогинности.
На некоторое время бучи вернулись в моду в 80-х и в начале 90-х годов, когда лесби-активистки выходили на улицы с протестами. Они находились под влиянием идей ранних феминисток, поддерживая своего рода лесбийский сепаратизм. Абсолютно равнодушные к тому, как они выглядят, эти люди в первую очередь были озабочены сражением за права женщин, и часто поляризовались с мужчинами, усматривая в них врагов.
Сегодня в моде совершенно иные типажи. Адвокат Йетта Курланд - идеальное воплощение более мягкого буча. Не так давно Курланд, которая предпочитает носить стандартно скроенные элегантные сорочки с шелковым галстуком, получила большую поддержку избирателей, когда соперничала на выборах в городской совет с другой лесбиянкой - Кристиной Куинн, подпадающей под определение фэм. Куинн тогда победила и сегодня является спикером муниципалитета Нью-Йорка.
Курланд вспоминает, как во время второй волны феминистского движения к бучам относились с презрением, поскольку быть бучом считалось "политически неправильным": многие феминистки рассматривали их как оскорбление, считая, что бучи сознательно культивируют опостылевшие женские и мужские роли, против чего они, собственно, и боролись.
Новый буч не боится быть привлекательным. Новый буч прекрасно общается и с мужчинами, и с женщинами. В таком случае, не следует ли вообще оставить в покое эту тему и перестать наклеивать друг на друга ярлыки, избавившись от слов вроде "буч", "фэм" и прочих обозначений лесбийской идентичности? Не будем об этом рассуждать - оставим эту тему Опре Уинфри, которая в одной из своих программ обсуждала со зрителями проблему: почему некоторые женщины хотят быть с женщинами, похожими на мужчин?
"Если ты - буч, это совсем не значит, что ты стремишься стать мужчиной, - говорит комедийная актриса Джули Голдман, которая является своего рода "штатным бучом" в популярной программе ЛГБТ-телеканала Logo "Big Gay Sketch Show". - Ты - женщина. Пусть и мужеподобная женщина. Мне кажется, что в случае с бучами наблюдается некоторая "гендерная интрига", и это чертовски прекрасно!"
Если кто-то нуждается в своего рода иконе нового типа буча, то на эту роль может претендовать единственная и неповторимая Рэйчел Мэддоу, ведущая политического ток-шоу на канале MSNBC. Она - идеальное воплощение мужеподобного лесбийского секс-символа, которой признаются в любви и лесбиянки, и мужчины, и гетеросексуальные женщины. Сама себя Мэддоу описывает как "крупную лесбиянку, похожую на мужика". А главной своей целью называет вовсе не стремление казаться привлекательной, а подготовить для эфира новостной материал и сделать так, чтобы и эти факты, и ее комментарии были интересными зрителю.
Но как бы там ни было, влияние Мэддоу на гей-лесби-культуру очень велико. "Сегодняшние бучи являются прекрасным соединением мужского и женского, - считает Джули Голдман. - Они отчасти ребячливы, в них проявляются мужские черты, но не худшие, как раньше, а лучшие. И частенько на них западают гетеросексуальные женщины, ничего при этом не опасаясь. В то же время мужчины совершенно не испытывают к ним отвращения, наоборот - они видят в бучах интересных персонажей, с которыми можно прекрасно провести время... исключительно по-дружески - как со "своими парнями", поскольку они уважают их лесбийскую идентичность".
Хэд Рубинштейн, редактор отдела моды журнала "In Style", описывает таких женщин как привлекательно выглядящих и со вкусом одетых. "Люди начинают понимать многие вещи и пересматривают свои устаревшие взгляды на лесбиянок, поскольку видят перед собой абсолютно иной типаж, - добавляет он. - Кроме того, существует особая аура андрогинной сексапильности, которой обладают и Мэддоу, и Де Дженерис, поэтому и гетеросексуалы обоих полов, и геи, и лесбиянки находят их весьма привлекательными".
Конечно, их стиль повлиял на многих "сестер Сафо". "Мне кажется, что в этом году многие лесбиянки переболели бронхитом исключительно потому, что пытались подражать Рэйчел Мэддоу: они и зимой носили пиджаки с глубокими вырезами, из которых на два пальца выступал ворот сорочки, - шутит Кейт Клинтон, еще одна лесби-комедиантка. - Рэйчел потрясающа: она очень забавна, наделена обаянием, у нее великолепное чувство юмора, кроме того, она - сильная и самостоятельная личность, и все это в комплексе очень нравится людям. Все эти бучи и фэмы - просто игра в стереотипы, которые постепенно отмирают, поскольку реальный смысл игры заключается не в том, как Рэйчел выглядит, а в том, что она делает".
С этим мнением согласны не все. Например, Дафна Мекин написала в "Times", что "новые бучи" потакают мейнстриму, и обвинила Мэддоу в том, что она позволяет себя "гламуризировать" и становится "культурно стерилизованной". Но многие полагают, что стиль Мэддоу очаровывает людей. Как сообщил на сайте Salon.com парень, называющий себя гетеросексуалом, Мэддоу он считает "очень привлекательной и сексуальной", отметив при этом, что его супруга полностью разделяет это мнение. В сотнях ответных комментариев утверждалось то же самое. Возможно, Рэйчел Мэддоу станет определенным толчком к тому, чтобы гетеросексуальные мужчины открыли для себя что-то новое и исследовали собственные гомоэротические фантазии, ежели таковые возникают. "Мэддоу очень красива. Она - буч, носит мужскую одежду, и вместе с тем обладает природным сексапилом, - считает Элли Конант, упоминавшаяся в начале статьи. - Парни смотрят на Рэйчел как на умного чувака с вагиной и подведенными карандашом глазами".
Сочетание интеллекта, остроумия и ребячества - именно то, что сделало популярной и другую "телевизионную лесбиянку", Эллен Де Дженерис, которую любят все - и так называемая "средняя Америка", и домохозяйки, и представители любых других социальных групп. Никто не пытается запихнуть ее в какие-то рамки, и лишь когда она появляется в паре со своей очаровательной супругой Порцией Де Росси, люди понимают, кто в этой семье "носит штаны". Ее мужеподобность не только не помешала подписанию контракта с косметической фирмой Cover Girl, новым лицом которой является Эллен, но и наоборот - стала причиной подписания этого контракта.
"Мы видим всех этих сильных, привлекательных и умных женщин, которые называют себя бучами, и они нам нравятся, - говорит Конант. - До появления Рэйчел Мэддоу никого похожего на нее на телевидении в политической сфере не было. Но это не значит, что бучи внезапно захватили власть. На самом деле, свою силу мы почувствовали уже давно. Просто теперь мы оказались в центре общественного внимания".