Многие лесбиянки затрудняются принять себя такими, какие они есть на самом деле, и избегают заглядывать в глубокие недра своего сердца и души. Может ли Будда им помочь? Ракефет Бар-Кама считает, что лесбийское окружение способствует духовной трансформации и отсылает девушек на сеансы Випассана.
В одной древней книге индийской мифологии и философии (Пураны), повествуется о царе Ила, который ушел однажды на охоту и забрел на опушку леса, где Бог Шива предавался любовным играм со своей возлюбленной - Парвати. Для того чтобы удовлетворить девушку, Шива превратил себя в женщину. Да и все в том лесу, даже деревья, превратилось в женское, а когда царь Ила приблизился, то и сам он превратился в женщину. Шива зашелся в безумном смехе и пообещал Царю исполнить любое его пожелание и, в частности, оставить его в женском образе.
Оказывается, что и в самом начале истории любовь между женщинами была общеизвестна и даже легитимна. Ну, а что касается все той же Индии - последователи Бога Кришна, такие как Шри Рамакришна Парамахамса и Патанджали облачаются в женские одеяния, красятся и наряжаются в украшения и считают себя "девушками Кришны".
Если присмотреться к портретам великих учителей и гуру 20-го века - таких, как Махараши Шри Рамана или Шри Ауробиндо, нельзя не заметить интересного феномена: похоже, что затруднительно с уверенностью сказать, кто на портрете - мужчина или женщина. Что-то в перетекании женских очертаний, особенностей и признаков в мужской образ заставляет нас на минутку опешить и запутаться. Похоже, что это было интегральной частью зыбких границ гендера. И все это без какой-либо осведомленности о квир-теории, развившейся в западных университетах 50 лет спустя. Да и сам Будда запечатлен зачастую с женскими нежными чертами лица. И если бы не большие уши (которые, так говорят, указывают на его королевское происхождение, а есть, и такие, которые говорят, что таким образом он мог слышать вопль всех страждущих существ) - и вовсе было бы невозможно его узнать.
Буддистское учение (дхарма) - это собрание поверий и упражнений, направленное на избавление от страданий и освобождение, берущее свое начало в древнейших писаниях буддистской веры. Значение слова "Випассана" - это ясное, прозрачное вИдение, дословно - "взгляд вовнутрь". Один из постулатов заключается в убеждении, что то, что нас сковывает, связывает и доставляет нам страдание и боль, это наша ошибочная и наивная концепция восприятия действительности и нас самих.
Мы воспринимаем себя разрозненными существами, испытываем потребность в самозащите от окружающих, боимся лишиться того, чем уже обладаем и опасаемся, что не сможем достичь в будущем того, к чему стремимся. Наша бытие колеблется как маятник на оси страха и надежды, желаний и отвращений, и стены "эго", которые мы так тщательно возводим вокруг своего "я" приводят нас самих к отчужденности, одиночеству, непричастности и беспомощности.
НАШЕ СЧАСТЬЕ ЗАВИСИТ ОТ НАШЕЙ СПОСОБНОСТИ ЛЮБИТЬ
Способность видеть самих себя прощающими, милосердными глазами, осознание глубинных субстанций, которыми мы движимы и способность освободиться от них - развивается и усиливается посредством практики медитации. "Прозрачное видение", предложенное Випассаной, позволяет нам видеть, принимать и понимать истоки страхов, поверий, убеждений и условий, которые управляют нами и причиняют страдания. Средства, предлагаемые Випассана - внимательность, молчаливое созерцание, исследование собственного дыхания, прислушивание к ощущениям тела и к различным состояниям сознания, развитие качеств сердца: любовь, сострадание, милосердие, радость, мудрость - все это позволяет нам понять себя, способствует нашей способности быть в мире с собой и с окружающими, нашей способности к созданию интимности с самими собой и с близкими. "Наше счастье зависит и от того, насколько мы способны любить себя и окружающих. Если мы заключены в узах собственных страхов, мы очень страдаем", - говорит Джек Корнфилд - один из ведущих наставников Випассана на Западе.
До недавнего времени трудно было обнаружить лесбиянок в духовном мире. Попытка организовать спиритуальный фестиваль Шантипи для гомосексуальной общины, мягко сказать, не увенчались особым успехом. Несмотря на то, что организаторы фантазировали о трехстах "потрясных" дайках и "прикольных" геях, в итоге участников было всего около шестидесяти.
Если рассматривать динамику дискриминированных меньшинств, можно предположить, каковы коренные причины, в силу которых так мало лесбиянок и геев обращаются к духовности. Следуя пирамиде психолога "гуманистического подхода" Авраама Маслоу, человек или группа обязаны в первую очередь удовлетворить базисные, основные потребности в социальной принадлежности, в принятии и любви к себе, в общественной оценке и уважении - до того, как они смогут освободиться для удовлетворения более "высоких" потребностей в самореализации и духовном развитии. До тех пор пока ЛГБТ-община терпит социальную дискриминацию, угнетение, подавление и общественное отторжение - по теории Маслоу, восстановление и построение ощущения собственного достоинства, самоуважения и ощущения принадлежности будут занимать ЛГБТ в первую очередь и на личном и на групповом уровне.
Ведь и для политической борьбы за равные права необходимо развивать и укреплять уникальную идентификацию общины.
В обществе, где необычность, непохожесть воспринимаются как негативное, угрожающее, вызывающее агрессию явление, необходимо создавать альтернативные созидательные способы, чтобы породить "наркотик противодействия" от внутренней гомофобии, боязни быть непохожим и страха стать изгоем.
ДЕЛО ЗА НАМИ
Надо заметить, в последнее время создается впечатление, что что-то сдвинулось с мертвой точки, изменилось к лучшему, и занятие самоидентификацией и сексуальной ориентацией заняло несколько второстепенную позицию. Все больше и больше лесбиянок ощущают себя комфортно сами с собой, крепко "стоящими на ногах", и сам факт лесбийства уже не представляет для них issue. Следовательно, все больше и больше лесбиянок раскрывают себя различным спиритуальным подходам и различным духовным упражнениям, которые подчеркивают единство, необходимость смягчить и разобрать идентификации и не укреплять отдельную самостоятельную идентификацию на основе нашего общего человеческого знаменателя. Все живые существа стремятся быть счастливыми и желают не страдать, говорит Будда. На разных тренингах уже можно видеть лесбийские пары, публично держащихся за руки или посвящающих и делящихся своими личными переживаниями. Кажется, это уже не big deal "выйти из шкафа" в абсолютно стрейтовских ситуациях, и принципы открытости и принятия, предлагаемые духовным миром, распространяются и на лесбиянок тоже.
Вместе с этим, есть значимые темы и дилеммы, уникальные для лесбийского восприятия и ощущения. Такие, как процесс личного внутреннего самоопределения и выхода из шкафа, развитие социальной и гендерной идентификации, восприятие собственного тела и принятие себя. Несмотря на значительный прогресс, произошедший за последние годы, немало лесбиянок вынуждены скрывать свою ориентацию на рабочих местах или в кругу семьи. Многие из них, впитав в себя негативные предпосылки, полученные ими в родительском доме, затрудняются принять себя и отрекаются от самых заветных позывов собственного сердца. Многие лесбиянки живут в страхе разоблачения и прилагают уйму усилий для того, чтобы быть "нормальными", находясь в постоянном конфликте с самими собой, со своими желаниями и своей любовью.
Наши внутренние конфликты и являются причиной страданий, а там где есть страдания, там и естественное человеческое стремление от них избавиться. Практика медитации предлагает исследовать, путем реальных переживаний, а не чисто интеллектуально, наши убеждения, восприятия и стереотипы, в ловушке которых мы находимся и которые более нам неполезны. Буддийская концепция гласит: в истоке нашего страдания покоится цепляние, и наша задача распознать его, исследовать и освободиться. Хорошие новости заключаются в том, что ключ к разрешению находится в наших руках, человеческая способность очнуться от слепоты, рамок и невежества, приносящих нам страдания, присутствует в каждом и каждой из нас, безотносительно того, какие темы нас беспокоят и отягощают. "Не важно, за что мы цепляемся и от чего пытаемся освободиться, если мы способны это "что-то" распознать и отпустить", - утверждает наставница Випассана Шейла Катрин.
ЖЕНСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ ОБЛАДАЕТ СОБСТВЕННОЙ УНИКАЛЬНОЙ МОЩЬЮ
Женщинам-лесбиянкам, безотносительно того, находятся ли они на стадии первичного открытия своей ориентации, принятия себя и выхода из шкафа, или же тем, кто живет в согласии, открытости и внутренней гармонии с самими собой и с окружающим миром, буддийское учение предлагает более обширное поле зрения и более глубокую перспективу на жизнь. У каждой из нас наступает такой момент, когда мы задаемся вопросом о том, что нам на самом деле наиболее важно, кем мы хотим быть, как жить, и соответствует ли наша жизнь и принимаемые нами решения всему этому. Такой момент, или моменты, это святые минуты; это моменты пробуждения, те самые, которые сопровождают внутренний анализ и исследование, сводящийся к вопросу: что еще есть в нашей жизни, помимо желания выжить, потреблять и размножаться, помимо постоянного и неисчерпаемого поиска удобства и безопасности.
Однополое женское окружение обладает неисчерпаемой силой и мощью, будь то в беседе или будь то в молчании. В разговорах за чашкой кофе в тель-авивских кофейнях или в группах поддержки или на шаманских церемониях для женщин - всегда есть ощущение, что когда женщины находятся в исключительно женском окружении, а не в смешанном обществе, создается возможность проявления интимности, создается иной диалог. Мы позволяем себе снять маски, открыть и раскрыться. В такой атмосфере допускается шанс соприкасаться с чем-то очень личным, глубоким и внутренним, а это, в свою очередь, и есть самое близкое, аутентичное, услышать голос, который расслаблен, но всегда находится с нами, когда в обычной ситуации, ни в нас самих, ни вокруг нас нет достаточной тишины, чтобы его услышать. Это возможность найти путь к женской внутренней мудрости, находящейся в нас и к тому месту внутри нас, где есть ответы на все вопросы, в условиях, позволяющих интимное и проникновенное пересечение с самими собой, вместе с более пристальным исследованием, не судящим, но прощающим. Женское окружение порождает "безопасное пространство", в котором можно прикоснуться к внутреннему духовному миру, и пережить безграничную сущность сердца, нашу способность любить, сострадать, радоваться и приносить избавление и исцеление.
В конечном итоге, значение медитации Випассана - проверять и исследовать причину наших страданий и путь к исцелению от них. Ведь лесбийская ориентация может как явиться причиной для глубокого страдания, дискомфорта, так и наоборот, стать вратами к трансформаторному познанию, к пробуждению, окном к полноводной свободе, к существованию в мире и гармонии с самой собой и с окружающей средой, к ощущению внутренней уверенности, неподдельной внутренней силе и к всепоглощающей любви.