Дайан Фишер (Diane Fisher) является епископом евангелической христианской церкви известной как Церковь епархиального сообщества (Metropolitan Community Churches) в Канаде. В мае этого года она принимала участие в работе V прайда геев и лесбиянок Молдовы "Радуга над Днестром". Тогда же корреспонденту центра "Гендер-Док-М" (Молдова) удалось встретиться с Дайян и задать ей несколько вопросов.
- Дайан, когда я узнала о том, что Вы священник и не скрываете своей сексуальной ориентации, я была немного удивлена: по крайней мере, для человека, чья сознательная жизнь прошла в обществе, претендующем на соблюдение определенных принципов, согласно которым доступ женщин в церковную иерархию ограничен, это кажется почти нереальным. Расскажите, что Вам пришлось преодолеть в связи с этим в жизни.
- Я выросла в церкви, поэтому хотела и в будущем связать с ней свою жизнь. Но мне сказали, что для женщины это невозможно. Есть только один способ быть причастной к духовенству - это сочетаться браком со священником. Поэтому я покинула церковь с болью и обидой. А после того, как заявила, что я лесбиянка, церковь и вовсе исключила меня из своих рядов, мне даже запретили появляться там. И хотя потом те, кто изгонял меня, попросили прощения, для меня то были тяжелые времена; я чувствовала себя так, будто у меня отняли дом, признаюсь, тогда я даже обиделась на Бога.
Когда же родился мой первенец, которому сейчас 22 года, я захотела крестить его. Именно тогда я особенно ярко ощутила, что Бог и теперь остается в моей душе, Он важен для меня. И я совершила обряд крещения для своего ребенка, причем в церкви, куда допускались и геи, в Городской приходской церкви Канады. Именно тогда я почувствовала, что хотела бы прийти в эту церковь со своим давним желанием. И пришла. Когда я вошла в нее, у меня возникло ощущение, что я пришла домой. Там были люди, как и я, изгнанные из своих церквей.
Тогда я и почувствовала, что сама смогу проводить богослужения. Поступила в университет, по окончании которого получила степень магистра богословия и стала пастором в церкви, где велись специальные богослужения для сообщества ЛГБТ. Пастором этой церкви я была 11 лет. Потом служила региональным координатором, работала с церквями в Восточной Канаде. Затем была избрана в епископство и стала работать в Восточной Европе, Турции и России. Сегодня в этом качестве я несу ответственность за глобальное правосудие и за межконфессиональную игуменскую деятельность.
Работа в Восточной Европе связана с борьбой за права человека, с поддержкой организаций, действующих в этой области. Прежде всего, я бываю в Румынии, так как в Бухаресте у нас есть церковь, пастором которой служит Флорин Бухучану, исполнительный директор ассоциации "ACCEPT", продвигающей права сообщества ЛГБТ в Румынии. С ним мы познакомились еще в Канаде, и там же началось наше сотрудничество. Когда в прошлом году мэр Бухареста не разрешил проводить прайд, мы сразу же начали кампанию в СМИ и получили восемь тысяч электронных сообщений из всех стран мира, адресованных мэру и президенту страны, даже от членов Европейского парламента. За четыре дня нам удалось заставить власти изменить свое решение, и в Бухаресте состоялся первый гей-прайд. Это было потрясающе.
- Членов сообщества ЛГБТ в Восточной Европе церковь зачастую отвергает, обвиняет и порицает, что порождает конфликты и напряженность. Как Вам работалось с такими людьми раньше и как работается сейчас?
- Некоторые из них обижены на церковь, а других удивляет, что священником может быть женщина, или что одновременно они могут быть геями и в то же время любимыми Богом. Я часто замечаю, как люди радуются, когда слышат, что Бог возлюбил и их, что они такие же божьи создания, как и все. В Писании не сказано что Господь создал лишь ту или иную часть населения, в нем говорится, что Он создал всех нас. Люди плачут от осознания этого факта, и у них появляется надежда. Они начинают понимать, что вера в Бога является важной частью их жизни. Поэтому я верю в то, что рано или поздно, но нам удастся помочь людям преодолеть злоупотребления властью со стороны отдельных священников и некоторых церквей.
И потом, я не оставила борьбу за людей, чьи права все еще ущемляются. Особенно это видно по моим поездкам в Восточную Европу. В ту или иную страну я еду не только для того, чтобы сказать людям: "Вы должны верить в Бога", но и для того, чтобы призвать их: "Я хочу, чтобы вы действовали".
- Каким образом Вы продолжите свою работу в Восточной Европе?
- В настоящий момент нашей целью является поиск координатора из Восточной Европы, который будет работать вместе со мной. Так как я много путешествую по всему миру с деловыми поездками, то нам нужен человек, который бы жил здесь постоянно и помогал нам в нашей работе. Мы надеемся на то, что уже скоро сможем стать более заметными, более активными, будем больше поддерживать людей, используя для этого доступные нам ресурсы. Нам хорошо удается работа со СМИ, мы неплохо справляемся с разработкой стратегий, с помощью которых можно что-то изменить. Не забывайте, я более 30 лет была активисткой лесбийского движения, за это время кое-чему научилась, да и сейчас не стою на месте, а в ходе нынешней деятельности здесь продолжаю учиться.