На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Странный зверь феминизм
Начало весны - интересный период, когда прогнозируемо, раз в год, все вдруг вспоминают о том, что в нашей стране половина населения - женщины. И всей компанией - и политики, и журналисты, и кто только может - начинают напоминать: всегда оставайтесь такими, какие вы есть. Нежными, кроткими и заботливыми! Собственно, требование, которое стоит за этими пожеланиями, по сути, одно: и дальше оставаться максимально удобными в использовании, сексуальном и бытовом. И только феминистки, настырные, неприятные как пожарная сирена, каждый раз напоминают: 8 Марта - это день солидарности женщин в борьбе за свои права. Права человека, права женщины.
Тем женщинам, которые получают признание своей ежедневной домашней работы лишь раз в год, страшно такое слышать - а вдруг и вот этот один несчастный день у них отберут? Мужчинам подобное слышать неприятно, потому что кому приятно понимать, что ты являешься рабовладельцем, злоупотребляющим ресурсами, временем и доброй волей других, и ничего им за это не даешь. Именно поэтому 8 Марта является самым противоречивым и наиболее политически заряженным из всех праздников, которые мы унаследовали с советских времен, если не из всех наших праздников вообще. Напряжение между внешними атрибутами - празднованием женственности - и его историческими корнями превращает этот праздник в удобный повод поговорить о том, что же такое феминизм вообще.
Феминизм как таковой имеет долгую историю - как минимум двести лет, - немалые достижения в сфере прав человека и заметное влияние на современную философию и гуманитарные науки, едва ли не самый значительное в ХХ столетии. Это теория и практика равенства прав женщин и мужчин, основанная на опыте женщин, признании его важности и релевантности не только для них самих, но и для человечества в целом - бедных, богатых, белых, цветных, здоровых, больных, с инвалидностью, с детьми или без детей, беременных, молодых, старых, безработных, бездомных, городских, сельских, всяких и всех. За всю продолжительную историю в рамках феминизма было разработано немало подходов и сформировано немало позиций, которые со стороны могут показаться абсолютно друг на друга не похожими, но в основе их всех лежит внимание к женщинам, их нуждам, потребностям, проблемам и устремлениям.
В украинском обществе распространены очень странные представления о феминизме, которые имеют мало общего с действительностью. Отечественные журналисты повторяют на разные лады едва ли не те же байки, что и противники предоставления женщинам права голоса в ХІХ столетии. И поскольку с темой они знакомы слабо, а потому критиковать по сути сам феминизм не в состоянии, они обесценивают его, унижая тех, кто придерживается феминистских взглядов. И то, что они выбирают в качестве оскорблений, много интересного говорит нам о положении женщины в обществе. Поэтому прежде чем заводить разговор о феминизме, хотя бы в общем и целом стоит оценить эти байки.
Байка первая: феминизм - последний приют некрасивых женщин с лишним весом, на которых ни один мужчина не посмотрит.
Правда: феминистские взгляды у женщин могут развиться (или не развиться) вне зависимости от наличия или отсутствия у них мужчины/мужчин/женщины/женщин. Точно так же это не зависит от внешности и степени привлекательности. В основе феминизма лежит возмущение несправедливостью в отношении к женщинам и унижением их человеческого достоинства. Кроме того, нелюбовь мужчин к женщинам с лишним весом сильно преувеличена - в частности, в интересах так называемой индустрии красоты. Когда женщина больше думает о том, как она выглядит в глазах посторонних людей, нежели о собственном интеллектуальном или профессиональном развитии, из нее можно вытянуть много денег.
Байка вторая: все феминистки - лесбиянки, потому что мужчины не обращают на них внимания.
Правда: феминистки могут быть лесбиянками, феминистки могут быть би- или гетеросексуальными. Точно так же лесбиянки могут быть феминистками, антифеминистками или вообще подобными вещами не интересоваться. Не говоря уже о том, что у женщин заинтересованность в других женщинах может возникать от рождения, или в результате травматического опыта с мужчинами, или из интереса, или по каким-то другим причинам, которые никоим образом с мужчинами не связаны. Как ни странно, в жизни женщин есть немало вещей, которые никак не связаны с мужчинами.
Байка третья: феминистки не бреют ноги, не пользуются губной помадой и косметикой, не моют голову и вообще отказываются от женственности.
Правда: феминистки могут брить ноги или не брить, пользоваться косметикой или не пользоваться, и вообще - как и любой человек, они могут принимать решения относительно своей внешности по собственному усмотрению. Они могут быть женственными - в общем понимании этого слова, - а могут и не быть, или экспериментировать с тем, что для них означает быть женственной и быть женщиной.
Байка четвертая: феминистки не заключают брак и не заводят детей.
Правда: следование феминистским взглядам не требует отказа от семьи. Феминистки создают семьи точно так же, как и другие люди - с мужчинами или с женщинами, рожают детей, или остаются бездетными. Чем их семьи отличаются от традиционных - так это более справедливым распределением домашних обязанностей и более искренним признанием своего и партнерского вклада в общую семью. Кто-то может придти к феминистским взглядам и в браке, и после брака, и вместо брака - бывает по-разному.
Байка пятая: феминистки со своей борьбой мешают так называемым нормальным женщинам, потому что лишают их счастливой семейной жизни - когда мужчина зарабатывает деньги, а они сидят дома и заботятся о домашнем очаге.
Правда: ни в одной стране никогда не было такого, чтобы женщины не работали. В селе они гнули спину не меньше мужчин, в городах - работали на заводах и фабриках, или прислугой. И всегда и всюду они заботились о детях, о стариках и больных, организовывали быт семьи, за что им не платили. И даже тот незначительный процент женщин, которые жили в относительной роскоши, нес на себе немалое количество ответственности и хлопот. В современных условиях, когда работают оба - и муж, и жена - почему-то до сих пор считается, что быт и дети - это ответственность женщины. Поэтому она работает буквально в две смены ежедневно - одну на работе, другую дома. И именно феминистки говорят, что в таких условиях будет справедливо, если мужчины не станут "помогать по хозяйству" (потому что так называемая ответственность за домашнюю работу полностью лежит на женщине, а мужчина только на подхвате, и то иногда), а честно возьмут на себя половину неоплачиваемого ежедневного домашнего труда. Ну и чтобы женщинам на работе платили одинаковую с мужчиной зарплату за равный труд: по официальной статистике, в Украине женщины зарабатывают в среднем на 30 процентов меньше мужчин за такую же работу.
Байка шестая: феминистки ненавидят мужчин.
Правда: в целом ненависть к мужчинам (или мизандрия) не является обязательным условием феминистских взглядов. Тем более, что сложно ненавидеть мужчин больше, чем ненавидят их некоторые женщины в традиционных браках, когда на людях они перед мужем стелются, а за глаза называют его сволочью и козлом - за унижения, пренебрежение, игнорирование. Собственно, для угнетенных естественно испытывать гнев к угнетателям. А когда женщины осознают масштаб насилия против них со стороны мужчин - изнасилования, принуждение к проституции, продажа в сексуальное рабство, домашнее насилие, сексуальные преследования на работе, унизительная реклама и комментарии политиков, или пренебрежительные шутки эстрадных артистов - очень сложно не начать ненавидеть мужчин как группу. Однако не каждый мужчина склонен к насилию, не каждый склонен повышать самооценку за счет унизительных шуток в адрес женщин. Поэтому феминистки, хорошо знакомые с масштабами угнетения женщин мужчинами как группой в обществе, к каждому отдельному мужчине относятся как к человеку - естественно, при условии, что он не обижает женщин.
Феминист сэр Патрик Стюарт, знаменитый британский актер, с плакатом "Защитим права женщин и девочек"
Байка седьмая: каждый настоящий мужчина или ненавидит феминисток, или презирает их.
Правда: у женщин нет монополии на чувство несправедливости. Мужчины точно так же могут возмущаться потребительским отношением общества к женщинам и неуважением к их требованиям и нуждам. Они точно так же могут выступать в их поддержку, в защиту их прав. То есть, мужчины точно так же могут быть феминистами. Правда, для этого им приходится осознать все те привилегии, которыми они пользуются за счет того, что живут в мужецентристском обществе, и пытаться от них отказываться - в пользу тех, за чей счет у них эти привилегии были, то есть женщин. И это касается как гетеросексуальных, так и гомосексуальных мужчин.
Нередко эти байки фигурируют в головах журналистов, общественных деятелей и политиков в виде дивных смесей и в разной степени. Но очень хотелось бы, чтобы и среди журналистов, и среди читательской аудитории становилось все больше тех, кто не только знает, что такое феминизм, понимает, в чем его польза для женщин и для общества в целом, но и признает, что она или он является самой настоящей феминисткой или феминистом. Общественно сознательными, последовательными, принципиальными и справедливыми.
Надеюсь, у нас еще будет повод поговорить о том, какие бывают феминизмы: либеральный, марксистский, радикальный и другие, об их теории и практике, и как они связаны с жизнью ЛГБТ-сообщества.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".